Россия без мяса. Часть 3. Почему Ленин не любил вегетарианцев
Российские вегетарианцы с большими надеждами встретили Октябрьскую революцию, но попали в опалу советской власти. «Сноб» рассказывает, из-за чего у вегетарианцев возник конфликт с большевиками и как в СССР преследовали за пропаганду отказа от мяса
Первая часть: Как ученый и писатель сделали вегетарианство модным
Вторая часть: Как вегетарианцы поругались из-за клопов и встретили революцию
Вегетарианцы становятся оппозицией
После революции инфляция росла настолько быстро, что за три последующих года цены на некоторые продукты увеличились в 8 тысяч раз. На улицах Москвы впервые появились голодные люди с набитыми купюрами бумажниками. Близкий друг Сергея Есенина поэт Анатолий Мариенгоф вспоминал, как в 1918 году его спутница продала драгоценный камень царских времен и приобрела на вырученные за него деньги развесных харьковских ирисок, которыми из нужды торговал в Москве бывший действительный статский советник.
В 1918 году многие продукты выдавались населению только по карточкам. Мука, соль, картофель и овощи стали главными товарами для незаконных спекуляций. Их везли из черноземных губерний в Москву, чтобы продавать там в 10–15 раз дороже, чем в деревне. Жители Москвы вынуждены были ехать в деревни, чтобы купить там то же самое, но в 10–15 раз дешевле.
Чтобы обеспечить население едой, правительство объявило программу продразверстки. Согласно новому декрету властей, крестьяне обязаны отдавать государству излишки хлеба и других продуктов своего хозяйства. Государство покупало эти товары по бросовой цене, но запрещало крестьянам отказываться от их продажи. Новый порядок не понравился большинству населения. «Излишек» определялся на глаз уполномоченными продотряда во время осмотра крестьянского дома и часто составлял основную часть запасов небогатой семьи. В 1918 году в результате такой политики российские крестьяне, которым не удавалось спрятать от продотрядов запасы, стали использовать в пищу буквально все, что попадало под руку: хорошим хлебом считался не ржаной, а зеленый — выпеченный из лебеды; средним — из смеси лебеды и навоза; экономным — целиком из навоза. В некоторых уездах люди начали есть глину, которая долго проходит через пищевод и по этой причине вызывает ощущение сытости на несколько дней.
Чтобы остановить голодные бунты, вспыхнувшие в некоторых губерниях, в марте 1921 года продразверстку заменили натуральным налогом. Членов крестьянских общин обязали отдавать государству заранее установленную часть произведенной продукции — в нее входили зерно, молоко, картофель, домашний скот, птица и прочее.
В день принятия нового налога в столице проходил Всероссийский съезд сектантских сельскохозяйственных и производственных объединений. В нем участвовали баптисты, евангелисты, молокане, субботники и другие представители религиозных течений из 34 губерний. Многие из них давно пропагандировали сознательный отказ от мяса. Возглавлял съезд известный толстовец — вегетарианец Владимир Чертков. Делегаты единогласно приняли оппозиционную резолюцию, в которой, в частности, говорилось:
«Мы считаем убийство не только человека, но и животных недопустимым грехом перед Богом и не употребляем мясной убойной пищи, а потому от лица всех сектантов-вегетарианцев просим Наркомзем не требовать от сектантов-вегетарианцев выполнения мясной повинности, как противной их совести и религиозным убеждениям».
Резолюцию отправили в Наркомзем, несколько других новых комиссариатов и в Кремль — лично Владимиру Ленину.
Вместо Ленина на резолюцию в прессе ответил его соратник Владимир Бонч-Бруевич. В статье, посвященной сектантам, он утверждал, что далеко не все верующие, представленные на том съезде, признавали себя вегетарианцами — по его сведениям, молокане и баптисты употребляют мясо, а это означает, что к резолюции властям нельзя относиться всерьез. После публикации статьи вегетарианские общества начинали запрещать, а их членов — преследовать.
Большевики против Толстого
Идейный конфликт большевиков с вегетарианцами начался еще при жизни графа Толстого. В 1908 году Владимир Ленин написал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции». В ней он хвалил последователей писателя за критику капиталистических отношений, но при этом ругал за «юродивую проповедь непротивления злу насилием»:
«[Толстовец — это] истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: “я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками”», — писал Ленин.
В 1922 году, в год образования СССР, деятельность общества последователей Льва Толстого была официально запрещена — они больше не могли выпускать вегетарианскую литературу и пропагандировать отказ от мяса на публичных собраниях. Хранителя музея писателя — Валентина Булгакова выслали из России на «философском пароходе». Однако после этого толстовцы не отказались вести свою пропаганду. Тогда на собраниях, в которых они участвовали, начали появляться представители власти. В 1923 году, после одного из таких собраний, к пропагандисту вегетарианства Сергею Попову подошли двое мужчин и спросили, есть ли у него разрешение на публичные беседы. Попов ответил, что разрешения у него нет, после чего добавил, что «отрицает всякую власть» и по этой причине не спрашивает разрешения на проведение публичных бесед. Мужчины тут же вытащили револьверы и арестовали его.
Окончание следует.