Бао Ифэн
Фото: пресс-служба
Бао Ифэн

Ваша карьера была связана с индустрией предметов роскоши, а позже вы начали работать в сфере искусства. Как произошла смена деятельности?

В 2002 году я открыл собственное PR-агентство. Тогда нашими клиентами были Louis Vuitton, Hermes, Christian Dior и другие люксовые бренды. В течение десяти лет я работал в собственной компании, а в 2013 году принял решение объединиться с более крупной организацией и до сих пор разрабатываю и провожу PR-кампании для люкс-сегмента.

За современным китайским искусством я слежу с конца 1990-х. С 1994-го каждый год на свой день рождения я покупаю одно произведение искусства китайского автора. На меня повлиял Лоренцо Хелблинг, основатель галереи ShanghART, одной из первых галерей китайского современного искусства в Китае. Кроме Лоренцо на меня повлиял Чэнь Ифэй, китайский художник, кинорежиссер и издатель. У него есть идея «большого» искусства (живопись гигантских размеров. — Прим. ред.), которое не ограничивается лишь изображением на холсте, а выходит за границы, как бы «проникает» в повседневную жизнь людей. И третий человек — моя бывшая начальница Перл Лам (участвовала в Cosmoscow в 2021 году. — Прим. ред.), очень успешная галеристка и коллекционер. С ней я работал около восьми лет, что позволило мне погрузится в международную дизайнерскую и арт-среду.

В 2013 году у меня появился шанс стать соучредителем ART021 вместе с двумя деловыми партнерами, Кайли Ин и Дэвидом Чау. Сначала мы хотели создать платформу для привлечения международных клиентов в Китай. А в 2012 году отменилась ярмарка современного искусства SH Contemporary, которая была основана итальянской компанией BolognaFiere и проходила в Китае почти десять лет. Это стало отправной точкой, за три месяца мы нашли спонсора, площадку, пригласили 29 галерей и провели первую ярмарку. Мы выбрали для нее старинное здание банка. Мероприятие прошло с большим успехом, и с того момента мы провели одиннадцать ярмарок, а в прошлом году отпраздновали 10-летие ART021.

Три месяца для подготовки ярмарки — впечатляет. Как вам удалось уложиться в столь короткий срок?

Сначала мы отправили предложение тем галереям, с которыми уже сотрудничали, у которых покупали работы ранее. У меня есть опыт в организации мероприятий — последние 10–20 лет я готовил крупные события для люксовых брендов. У Кайли есть опыт продаж рекламы и поиска спонсоров, она работала с журналом Vogue Китай и в одном из очень престижных китайских СМИ Modern Weekly. А Дэвид — состоявшийся коллекционер и клиент международных галерей. Я бы не сказал, что эта подготовка ярмарки далась нам легко, но галеристы были уверены в нашем проекте, а мы старались изо всех сил и хотели сделать что-то новое.

Была ли ярмарка с самого начала международной?

Наша первоначальная задача заключалась в том, чтобы контролировать процент международных галерей. Их должно было быть примерно 30%, так как мы хотели продвигать китайские и азиатские галереи, при этом нам было важно и то, чтобы в ярмарке принимали участие галереи из разных стран. Такой подход позволяет китайским галеристам обучаться у зарубежных коллег, а также узнавать, какие произведения привезти в другие регионы из Китая.

Как за десять лет изменилась изначальная концепция?

Поскольку Китай — довольно большая страна, то каждый город уникален. Во время третьей ярмарки мы переехали в более просторное помещение — в Шанхайский выставочный центр, где смогли разместить больше галерей. Таким образом, у нас одновременно увеличивается количество китайских галерей, галерей из Азии и международных галерей. Мы рады видеть это постепенное, но при этом очень устойчивое развитие. С каждым годом мы получаем как минимум вдвое больше заявок на участие в ярмарке.

На самом деле, концептуально ярмарки: ART021 в Шанхае, JINGART в Пекине и DnA SHENZHEN в Шеньчжене — различаются. Например, мы хотим представить классическое искусство на ярмарке, в том числе в Шэньчжэне, потому что это одна из столиц дизайна ЮНЕСКО. Мы хотим привнести дизайн в наши ярмарки, вот почему проект называется DnA, что обозначает симбиоз дизайна и искусства. Занимая разные позиции, мы можем привлечь на эти три ярмарки разные галереи.

Как за последние десять лет изменился рынок современного искусства в Китае?

За последние десять лет сильно изменился круг коллекционеров, они становятся все моложе. В Китае много представителей нового поколения, которые учатся за границей, а потом возвращаются, чтобы работать в семейном бизнесе. Молодые люди хорошо осведомлены о международной арт-сцене, знакомы с международными галереями, могут общаться с представителями международных галерей на английском или других языках. В то же время они покупают произведения и в китайских галереях. Вот такие молодые коллекционеры и приходят на нашу ярмарку.

Как происходит отбор на ярмарки, например на ART021?

У нас есть базовые критерии: у галереи должно быть постоянное помещение и в этом пространстве должны проходить как минимум три выставки в год. Если галерея соблюдает данное правило, то она имеет право подать заявку. Как только все заявки поданы, в работу вступает отборочная комиссия.

Вы меняете состав комиссии или в нее всегда входят одни и те же люди?

Обычно у нас происходит смена комиссии, примерно каждые два года. Два этапа голосования. После этого, если собирается одинаковое количество голосов, мы проводим обсуждение и рассматриваем, кто больше подходит под концепцию ярмарки А021.

Как бы вы оценили возраст китайского рынка современного искусства?

У китайского современного искусства небольшая история, примерно с 1985 года по настоящее время — около 40 лет. Если говорить о коллекционерах, то сейчас мы думаем, что у нас есть два или два с половиной поколения. Сегодня большинству коллекционеров от тридцати до пятидесяти лет. Есть и более молодое поколение людей, собирающих современное искусство. Некоторые из них еще учатся в университете, но благодаря семье у них есть деньги, и они тратят их на искусство. А у некоторых из них в семье есть традиция коллекционировать, может быть, не только современное искусство, но и традиционное китайское искусство, а иногда и антиквариат. Поэтому я думаю, что возраст коллекционеров здесь, в Китае, довольно широк.

Как вы думаете, какие изменения в искусстве произошли за эти десять лет? Как работают художники? Изменились ли их цели за это время?

Это сложный вопрос, потому что китайские художники, на самом деле, не особенно следят за рынком. Они всегда работают над своими навыками, но иногда им хочется сделать что-то новое. Авторы работают с разными медиумами (медиумом называют способ выражения художника — материал или технику. Например, холст, масло или бумага, акварель, тушь, коллаж из фотографий. — Прим. ред.), начиная с картин и заканчивая видео, инсталляциями, скульптурами, а в последние годы NFT-работами или же интегрированием AI (искусственный интеллект. — Прим. ред.) в работы. При поддержке новых технологий художники будут экспериментировать и делать много разных произведений — все больше и больше творцов работают с мультимедиа. На это влияет учеба за границей, а также работа с видео или различными инсталляциями. Молодые художники сегодня могут позволить себе мастерскую побольше — размер их картин становится все больше и больше.

Были какие-то мировые примеры, на которые вы ориентировались, когда создавали ярмарку в Шанхае?

С точки зрения концепции, логистики, набора коллекционеров, взаимодействия с галереями мы всегда ориентируемся на Art Basel и пытаемся обеспечить тот же уровень сервиса.

У вас большая команда?

Наша команда все еще небольшая. На постоянной основе у нас работает около 15 сотрудников. Плюс несколько внештатных коллег, они помогают нам в организации ярмарки. И конечно, есть волонтеры, которые тоже много нам помогают.

Ваш путь в совриске начался с коллекционирования произведений искусства. А вы помните, каким было ваше первое приобретение?

Эта работа — резьба по дереву, изображающая все виды старых китайских стульев, — до сих пор висит у меня в гостиной. Автор произведения возглавляла кураторский отдел  Шанхайского художественного музея. Я купил это произведение у Лоренца Хелблинга в ShangArt.

Вы лично приобретаете только китайское искусство или покупаете и международное искусство?

Если меня привлекают какие-то иностранные произведения, и я могу приобрести их. Однако мое внимание по-прежнему сосредоточено преимущественно на китайском искусстве.

Сколько предметов искусства у вас в коллекции? На что вы ориентируетесь как коллекционер?

Я никогда не считал. Думаю, 200 или 300. Я часто подмечаю молодых художников, в основном на их первых выставках. Таким образом, я хочу посмотреть, делаю ли я правильный выбор. После всех этих лет я думаю, что вполне счастлив, потому что многие выбранные мной художники стали успешными. 

Вы рассматриваете произведения искусства в качестве инвестиции?

Нет, я не покупаю произведения в качестве инвестиций. Хотя я занимаюсь коллекционированием с конца 1990-х, я еще не продал ни одну из картин, так что я покупаю их из личного интереса.

Могут ли галереи из России податься на участие в ваши ярмарке? У вас есть какие-то ограничения?

Могут, ограничений нет.

Беседовала Софья Троценко