Директор по развитию бизнеса Ozon Илоанга Ершова: Постепенно покупатели «распробуют» российские бренды, в том числе и люксовые
18–19 апреля в Москве проходит Российский форум дизайна и моды. Участники рынка обсудят вызовы, с которыми столкнулась отрасль в 2022 году. О том, как развивается e-commerce в России, «Снобу» рассказала директор по развитию бизнеса Ozon Илоанга Ершова
Как изменился модный рынок России за последний год?
В 2022 году ушли многие международные бренды, изменилась логистика. Мы заметили, что покупатели стали больше доверять отечественным брендам. Конечно, в первое время они не смогли закрыть высокий спрос, но к концу года рынок пришел в норму — российские производители увеличили партии, да и появились новые торговые марки из дружественных стран. Потребности стали закрывать и сами ретейлеры, например, у Ozon появились свои линейки повседневной и высокотехнологичной верхней одежды.
Доля онлайн-ретейла выросла?
Да, за 2022 год на 30%, до 4,98 трлн рублей. При этом доля интернет-торговли в общем объеме продаж выросла не сильно — на 2,4%, до 11,6%. Но это уже тенденция. Кто-то хочет получить нужную модель, не тратя время на проверку наличия в магазине, кому-то просто удобнее никуда не ехать, а заказать доставку домой или до пункта выдачи в соседнем подъезде. Бывают и обратные ситуации, когда человек примерил вещь офлайн, долго думал, а потом заказал ее онлайн. Мы считаем, что рост продаж одежды онлайн — признак взросления рынка. У покупателя, да и у продавца становится все больше возможностей.
Какие особенности у рынка e-commerce в России?
В России хорошо развиты логистика и цифровые услуги, в том числе и в регионах. Люди в самых разных уголках страны могут заказывать качественную одежду по одной цене. В прошлом году мы запустили так называемые домашние пункты выдачи заказов, которые можно открыть без существенных затрат, например, в маленьких городах или селах. За первые три месяца работы они выходят на оборот в среднем в 330 тысяч рублей. Причем немалую долю в этом составляет именно покупка одежды.
Маркетплейсы сейчас — одна из устойчивых бизнес-моделей. Площадки вроде нашей значительно упрощают ведение бизнеса: дают стабильный трафик, берут на себя логистику и часть операционных задач. А значит, у продавцов остается больше времени на развитие стратегических задач.
Смогут ли российские бренды полностью заменить зарубежные? В том числе и в люксовом сегменте.
На нашей площадке одежду и обувь покупают уже более 17 миллионов человек. И мы постоянно привлекаем новых продавцов. Думаю, что постепенно покупатели «распробуют» российские бренды, в том числе и люксовые. Уверяю, спрос на них растет.
Подготовила Ольга Обыденская