Две балерины в одной притче. Интервью с хореографом Павлом Глуховым о постановке «Дуо»
В БДТ им. Товстоногова 10 и 11 июля состоится премьера постановки «Дуо» с Дианой Вишневой и Дарьей Павленко. Спектакль пройдет в рамках проекта Context. Diana Vishneva. Хореограф Павел Глухов рассказал «Снобу» о своей новой работе, особенностях общения с прима-балеринами и месте психологии в своем творчестве
Спектакль, в основе которого лежит диалог двух прима-балерин, — редкое явление. Хотя Диана Вишнева в работе «B/olero» Охада Наарина уже выходила на сцену вместе с этуаль Парижской оперы Орели Дюпон. Как у вас родился замысел «Дуо»?
Идея возникла еще до пандемии, когда Диана предложила поставить для нее эскиз, и мы подумали решить его в форме дуэта. С теми партнерами-мужчинами, с которыми он мог получиться, мы не совпадали по разным причинами, и в голову пришла мысль сделать женский диалог.
Почему выбор пал на Дарью Павленко?
Нам показалось, что это будет органичный союз: Диана и Дарья обе закончили Академию Вагановой, обе танцевали в Мариинском театре в одно время, обе обладают большим опытом в современном танце. Мы поставили малую форму на 12 минут, но из-за ковид-ограничений то, что получилось, так и не показали.
Новая постановка «Дуо» связана с тем эскизом?
Хореография изменилась: мне хотелось начать с чистого листа. Конкретная танцевальная лексика уже совсем другая. Но в спектакле сохранились те смыслы, которые мы вкладывали в небольшой формат: просто они разрослись, стали более объемными и содержательными, мы доработали сценографию и музыкальное сопровождение. У нас получилось двухактное действо: первая часть — вокальная, вторая — пластическая, но при этом единое художественное высказывание внутри одной музыкальной и визуальной концепции.
У меня есть ощущение, что «Дуо» получился притчей. Внутри заложена история человека, который встречает на своем пути препятствия, какие-то сложности, любовь — все то, что формирует личность. Мы говорим про те вещи, из которых складывается судьба.
В спектакле прослеживаются личные истории Дианы и Дарьи?
Он привязан к их личностям, отношениям, судьбам. При постановке соло мы вспоминали душевные раны, которые не зарубцевались и тревожат. Я постарался их показать или по крайней мере проговорить, чтобы каждая из балерин смогла раскрыть внутри танца свою болевую точку. У меня не было задачи вытягивать из них информацию: мы просто садились и разговаривали. У меня сложилось впечатление, что они сами хотели поделиться тем, как складывалась их карьера — с кем из хореографов работа сложилась, а с кем было тяжело взаимодействовать, как они себя ощущают сейчас как танцовщицы и артистки.
Для меня стало открытием, как болезненно балерина относится к тому, что она должна в своем искусстве забыть о себе как о человеке. То, как строгая академическая профессия в каком-то смысле вытесняла их собственное «я», Диана и Дарья переживают крайне травматично. И я сейчас чувствую, что Диана хочет быть просто Дианой Вишневой, а не Дианой Вишневой — балериной.
Диана и Дарья — два очень сильных характера. В постановочном процессе они не вытесняли друг друга?
Когда мы только обсуждали проект, все трое понимали: это одна из проблем, которая, возможно, появится. Но было ясно: «Дуо» — не про соперничество, а про коммуникацию. И сразу на первых же репетициях я увидел, что Диане и Дарье не надо кому-то что-то доказывать, они максимально расслабились, позволив случиться акту сотворчества.
Страшно было работать с такими суперзвездами?
Страшно. В первую очередь я до конца не понимал, как правильно выстроить внутреннюю коммуникацию: необходимо было уйти от диктата и дать им возможность по максимуму проявить себя. Поначалу это было достаточно сложно, но я старался получить то богатство, которое они давали.
Диане и Дарье было сложно адаптироваться к вашему пластическому языку?
Основа «Дуо» — современный танец. Мы сразу определили, что будем работать вне академизма и без пуантов, связанных с травматичным опытом классического балета. Диане и Дарье потребовалось время, чтобы принять мой пластический принцип, настроиться на новые правила и начать существование в иной среде. Было большим удовольствием наблюдать за этим процессом.
Судя по «Дуо» и по вашей работе «Последний сеанс», премьера которой прошла в июне в МАМТ, вас больше интересует путь к себе, чем внешние социальные обстоятельства.
Именно так. У каждого хореографа есть свой круг тем. В моем случае он связан с исследованием себя и психологизмом. Мне интересно, как можно подцепить и вытащить наружу то, что прячется внутри нас. И, на мой взгляд, мы сошлись с Дианой и с Дарьей в том числе потому, что нам троим интересно погружаться в глубины нашего сознания и открывать себя заново.
Беседовала Ольга Угарова