Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: У инвестиций в искусство есть приятный бонус — эмоция
По данным швейцарской финансовой организации UBS, которая ежегодно проводит анализ мирового арт-рынка, за прошедшие пять лет в индустрии произошли большие изменения, самые заметные тренды — количество покупателей искусства увеличилось, среди коллекционеров стало гораздо больше молодых людей, а средний чек стал ниже. Основательница арт-платформы Cube.Moscow Елена Белоногова рассказала «Снобу», как изменился портрет российского коллекционера за последние годы, почему современное искусство в России до сих пор воспринимается как элитарная сфера инвестиций для узкого круга и от чего зависят цены на работы современных художников
Искусство как инвестиция в России — миф или реальность?
Российское искусство, безусловно, недооценено, поэтому у него хороший потенциал роста, но, когда придет его звездный час, прогнозировать сложно: слишком много неизвестных. Как бы там ни было, если кто-то задумывается о покупке произведений искусства для дома или хочет разнообразить способы долгосрочных инвестиций, сейчас можно приобрести работы ведущих современных российских художников по интересным ценам.
Международные инвестиционные институции рекомендуют держать 3–5% инвестиционного портфеля в альтернативных активах. Искусство относится именно к таким наряду, например, с недвижимостью и драгоценностями. Я люблю искусство и покупаю его как для пополнения личной коллекции, так и в качестве инвестиционного актива. При этом я понимаю, что это долгосрочное и гораздо менее ликвидное вложение, чем финансовые инструменты, но у инвестиций в искусство есть приятный бонус — эмоция. Я всегда рекомендую покупать произведения, которые нравятся, независимо от того, инвестиционная это покупка или работа, которая будет висеть на стене.
Какие тренды на арт-рынке вы видите сейчас, что будет задавать тон в будущем? Пересекаются ли тенденции в российском и зарубежном контекстах?
Российский арт-рынок очень молодой и совсем небольшой по объему. На нем развиваются те же тенденции, что и на западном, но даже в спокойные времена это происходит с заметным отставанием.
Лицо покупателя искусства меняется, на рынок приходят новые люди, и многие из них очень молодые. Привычный портрет коллекционера как солидного седовласого мужчины в дорогом костюме отходит в прошлое. Это здорово и начинает напоминать международный рынок, на котором люди приобретают молодое искусство в молодом и среднем возрасте, взрослеют вместе со «своими» художниками, с годами увеличивая чек.
Я также вижу изменение культуры коллекционирования. Сегодня молодые коллекционеры часто покупают произведения того или иного художника, потому что они разделяют его точку зрения, хотят поддержать его или ее, а не просто собрать коллекцию произведений. Такой тренд прослеживается не только в России, но и в мире.
В чем заключается принципиальная разница между арт-индустрией в России и Европе и США?
На Западе большая история развития рынка искусства, этот процесс проходил гармонично, соответствуя своему времени и культуре. Мы с вами живем в стране, которая все еще восстанавливается после советского прошлого, на десятилетия лишившего нас понятия о каком-либо рынке. Продажа искусства называлась спекуляцией, и за нее сажали в тюрьму.
Плюс, по моему мнению, постсоветское позиционирование рынка искусства как исключительно элитарного сыграло роковую роль: люди смотрят на него как на что-то недоступное и непонятное. В реальности разброс цен на искусство широкий. Даже если брать одного отдельного художника — у него есть и флагманские работы, и мелкая живопись, и графика, и тиражные произведения, но и то, и другое, и третье — искусство хорошего уровня. По сути, любой человек со средним российским доходом может позволить себе иметь в доме произведения искусства, но, к сожалению, люди об этом даже не задумываются. В России я часто наблюдаю ситуацию, когда в дорогих квартирах на стенах висят постеры из IKEA или совсем ничего не висит, на Западе такое встречается гораздо реже.
Будучи студенткой по обмену в США, я жила в доме учительницы, где на каждой стене висела живопись. Это были не шедевры за миллионы долларов, но это была оригинальная живопись. Я все еще помню, как меня, совсем юную советскую девочку, поражал и восхищал тот факт, что у простого человека в доме есть настоящие картины.
Я люблю говорить: «Мы не так давно сняли ковры со стен, подождите еще немного, и на них появится искусство». Чтобы в России устойчиво сформировалась культура «потребления» искусства, необходимы время и стабильность в стране.
Вы пришли в сферу искусства из бизнеса. На ваш взгляд, чем отличается ведение бизнеса в арт-сфере от любой другой индустрии?
Оно не должно ничем отличаться: бизнес есть бизнес, и его можно так назвать, только если он приносит доход. В России многие участники рынка искусства работают либо в ноль, либо в убыток, спонсируя свои проекты за счет доходов в других сферах. Эти люди — «тихие» меценаты, о которых не принято говорить, ведь формально они называются галеристами и занимаются коммерческой деятельностью. Производство выставок — недешевая история, а если галерист занимается серьезным искусством, которое часто бывает сложным и некрасивым, то и продать его непросто, но именно такое искусство через годы попадет в музеи и будет стоить больших денег.
Специфика рынка искусства лишь в том, что товаром здесь выступают в основном уникальные произведения, большими объемами его не продашь, каждая вещь в партии будет уникальной, для каждой необходимы отдельные описания и документация, ну и работать приходится с натурами очень тонкой душевной организации. Но все это и делает работу на этом рынке интересной.
Расскажите, как устроено ценообразование на работы современных авторов? От каких факторов зависит рост или снижение цен на работы художников?
Первоначально это субъективная оценка работ художника галеристом, вера в его талант и в то, что в его развитие стоит вкладываться. Первый инвестор в художника — именно галерист. Если галерея работает с художником — уже хороший знак, и это значительно повышает вероятность того, что работы этого автора будут расти в цене.
Галерист, принимая решение о работе с художником, смотрит на его образование, технику, новаторство, уникальность и другие субъективные факторы.
Далее идет выставочная карьера: сначала художник участвует в групповых выставках, потом появляются сольные, меняется статус институций, которые берут его работы на выставки, и так далее. Все эти факторы влияют на изменение стоимости работ художника. Также никто не отменял попадания в тренд необъяснимой любви со стороны общественности — так появляются «голубые фишки». На самом деле, без правильного маркетинга такое происходит крайне редко, и то, что карьерой художника кто-то занимается, становится понятным по частоте упоминаний его имени в СМИ. Если вы купили работы художника, попавшего в тренд, на раннем этапе его карьеры, и вдруг о нем все заговорили, считайте, что вам повезло: вы сделали хорошее финансовое вложение. Правда, есть вероятность, что вы не захотите расставаться с этими работами, ведь они наверняка будут классными.
Со временем справедливые цены на работы художников устанавливает рынок.
Как вы оцениваете перспективность начинающего художника? Есть какой-то профессиональный секрет?
Я покупаю работы молодых художников, просто потому что они мне нравятся. Либо я хочу купить конкретную работу, либо мне просто нравится то, что делает художник, и я хочу финансово его поддержать.
Профессиональный секрет прост: чем больше насмотренность, тем легче узнать шедевр и будущую звезду. Поэтому рекомендую всем посещать как можно больше выставок. К сожалению, в последнее время количество выставок в России значительно снизилось, но в Cube.Moscow мы продолжаем ежемесячно открывать не менее десяти, так что, если вы бываете в Москве, обязательно заходите. Мы сознательно уделяем большое внимание не только выставкам, на которых можно купить работы, но и экспозициям, составленным из частных коллекций. Коллекционеры сейчас более открыты и не скрывают свои шедевры в хранилищах. За что лично я им очень благодарна, так как считаю развитие коллекционирования важнейшим фактором, способствующим росту рынка и поддержке развития искусства в целом.
Сейчас очень много проектов, которые предлагают приобретать искусство онлайн. Как вы относитесь к такому формату? Насколько он успешен, какие перспективы у онлайн-площадок?
Я сама периодически покупаю искусство онлайн и отношусь к этому прекрасно. Я не только рада появлению таких проектов, но и в рамках расширения инфраструктуры Cube работаю над запуском онлайн-ресурса Cube.Market.
Мы живем в мире высоких технологий, многие современные люди не знают жизни без интернета, да и освоение искусством онлайн-среды не новая история: за время локдауна в период пандемии покупка искусства онлайн стала новой нормой.
Сегодня действительно появляется много новых онлайн-проектов, которые предлагают разные способы знакомства с потенциально вашим произведением искусства: это и виртуальные выставочные залы, и онлайн-примерка на вашу стену. Покупка искусства в интернете становится все интереснее и удобнее. Единственное, на что я бы здесь обратила внимание: намного важнее «спецэффектов» выбор площадок, на которых вы планируете делать покупки. Это, безусловно, должны быть проверенные площадки с хорошей репутацией и кураторским отбором.
В конечном счете не важно, покупаете вы искусство онлайн, на ярмарке или в галерее. Просто делайте это. Приобретая работы художников, вы не только доставляете радость себе и близким, но и делаете свой вклад в развитие сферы искусства.
Беседовала Юля Крюкова