Иван Лобанов
Фото: Екатерина Чеснокова / Фотохост-агентство РИА Новости
Иван Лобанов

Почему 2023 год для вашего университета можно считать успешным?

В этом году с государственной поддержкой мы существенно увеличили количество выпускников, которые устроились на работу в компании, связанные с инженерными технологиями и отраслевой экономикой. Повысили профессиональный уровень специалистов, стали привлекать больше молодых ученых к работе над проектами — с этой целью открыли лаборатории для грантополучателей Российского научного фонда. Мы начали продвигать внутренние студенческие разработки за пределами университета, предлагаем их крупным государственным и частным холдингам. С нового учебного года в университете будет открыт новый корпус цифровых и информационных технологий, где также оборудуют рабочие места для специалистов в области инновационных инженерных решений. В общем, делаем ставку на молодежь.

Что, на ваш взгляд, изменилось в образовательном процессе за год?

Мне кажется, сейчас оформился тренд на непрерывное обучение, так называемый life-long learning. В связи с этим мы стараемся сделать образовательный процесс более гибким и свободным. Например, позволяем выстраивать индивидуальную траекторию обучения — практика показала, что самостоятельно студентам проще понять, какие предметы им интересны. Стараемся также больше работать с потенциальными работодателями, привлекать их в сферу образования, чтобы наши выпускники быстрее выходили на рынок. Готовим мы своих студентов ровно под потребности бизнеса, поэтому перспективы у такого сотрудничества точно есть.

За какими образовательными проектами вы следите?

Мы не только следим, но и участвуем в проектах Министерства науки и высшего образования РФ, Агентства стратегических инициатив и других ведомств. Лучше всего мы здесь осведомлены, конечно, о собственных проектах. В структуре РЭУ есть, например, лицей, колледжи и техникумы, где постоянно происходит много интересного. Из федеральных программ я бы выделил проекты от Министерства просвещения «Профессионалитет» и «Молодые профессионалы». В рамках «Профессионалитета» создают на основе существующих колледжей образовательно-производственные кластеры, где полностью новый состав специалистов будет привлекать студентов к участию в отраслевых проектах. Это переизобретает сам формат среднего профессионального образования, делает его значительно эффективнее. Проект «Молодые профессионалы» также актуализирует обучение в колледже, приближает содержание учебного курса к реальным рыночным условиям и проблемам. Ключевой же проект для нас сегодня — это федеральная программа «Приоритет 2030», направленная на масштабную реорганизацию учебного процесса.

Как бы вы сформулировали задачу на будущее для технологической отрасли?

Наш приоритет сегодня — становление технологического суверенитета России. Это комплексная работа сразу в нескольких отраслях экономики. Нам предстоит создать много различных технологий, как для внутреннего использования, так и для экспорта за рубеж. Например, сегодня весь мир сталкивается с дефицитом в области микроэлектроники, и мы вовлечены в работу по его устранению.

Ректор МИФИ Владимир Шевченко считает, что будущее образовательной отрасли — за искусственным интеллектом. Вы разделяете это мнение?

Искусственный интеллект, безусловно, важная тема, но главными в любой системе остаются люди. Я бы сказал, что нам надо сосредоточиться на подготовке и привлечении кадров — ученых, педагогов, любых других профильных научных специалистов. Работы предстоит много, и ее должен кто-то делать, причем делать хорошо. Кроме того, мне кажется важным укреплять связи между системой образования и рынком труда, чтобы выпускники сразу по окончании обучения были трудоустроены и приносили пользу. Рынок сегодня нуждается в новых людях ничуть не меньше, чем сами студенты — в работе. Короче говоря, наша задача — все результаты, которые уже были достигнуты с государственной поддержкой, закрепить и преумножить.

Беседовал Егор Спесивцев