Юлиана Слащева
Фото Софья Анцупова
Юлиана Слащева

Что изменилось для «Союзмультфильма» с прошлого года?

В прошлом году мы еще не чувствовали такого сильного отрицания нас как производителя анимации в международном сообществе. Мы, конечно, все время ищем новые направления, новые возможности, но нам пришлось полностью переориентироваться на другие рынки, поменять свою политику в отношении международных продаж. В начале 2022 года у нас были очень амбициозные, реалистичные планы, и все их пришлось пересмотреть. 

Из хорошего — мы почувствовали безусловный крен в сторону российских персонажей. Кассовый успех «Чебурашки», нашего совместного фильма с компанией Yellow, black and white на ВГТРК, показал, что качественно сделанная и хорошо рассказанная история о российском персонаже может добиться огромного успеха и привлечь десятки миллионов зрителей в кинотеатрах.

Успех как-то повлиял на ваши планы?

Безусловно. Воодушевленные им, мы слегка скорректировали свою стратегию на количество полных метров, которые собираемся делать, и в том числе на содержание и темы тех анимационных сериалов, которые находятся в работе. Мы будем развивать новые истории, но использовать в них планируем в том числе уже знакомых зрителям персонажей.

Это тренд на переосмысление советской мультипликации?

Совершенно верно. Это тренд на переосмысление. А еще тренд на то, чтобы объединить вместе семью. У родителей с детьми все меньше и меньше точек соприкосновения, они как будто живут в разных мирах. Совсем по-разному воспринимают действительность. То, что сегодня сильно волнует родителей, детям просто не интересно.

То есть это такой способ передать детям мироощущение взрослых?

Именно так. Например, «Чебурашка» это хорошо показал. Или наш новый мультфильм «Простоквашино», который поначалу страшно не нравился родителям, зато очень понравился детям. И потом мы стали получать пачками сообщения в социальных сетях с благодарностью от родителей за то, что у них появилась тема для разговора с детьми. Мультипликация — это самый доступный и понятный способ познакомить детей с их родителями.

Но продукт ведь все равно получается другой. Выглядит по-другому. Это не мешает зрителям воспринимать персонажей?

Обновление необходимо как раз для того, чтобы привлечь новую аудиторию. Дети смотрят старые мультфильмы с ощущением, что это все несовременное: так никто не ходит, такие прически не носят. История получается далекой, непонятной. Поэтому переосмыслять — правильно. Тем более что транслируемые ценности остаются прежними. Такой подход позволяет добиться единения семьи, найти общие темы и одновременно увлечь.

Вы сказали, что планы на ближайшие годы пришлось сильно пересмотреть. Что труднее всего далось в этой перестройке?

Главной сложностью была сама перестройка. Когда управляешь компанией с большой творческой инфраструктурой, для которой ты совсем недавно сделал привлекательную для топ-менеджеров пятилетнюю стратегию, очень сложно все начинать сначала. Нужно замотивировать себя и коллег, перестроить планы и бежать еще быстрее, работать втрое быстрее и прикладывать еще больше усилий, чтобы достичь хотя бы половины из ранее задуманного. Это, конечно, испытание. Некая сложность была и в осмыслении факта изоляции. Творческим людям это очень трудно понять. Кроме того, отсутствие международной конкуренции для нас очень плохо.

Потому что Запад задает планку качества?

Да. Нам раньше все время говорили: ну конечно, вы недотягиваете до «Диснея», до «Пиксара». Да, мы недотягиваем. Потому что там 100 миллионов тратят на фильм, а у нас максимум 5. И это изначально неравное соревнование давало драйв. Хотелось делать больше, лучше, чем это вообще возможно. Это не значит, что сейчас мы перестанем сами себя настраивать на такие же результаты, но конкуренция — всегда двигатель прогресса. Ее невозможно сымитировать. И в этом смысле нам тоже надо переосмыслить новую жизнь в условиях конкуренции с локальными игроками, кстати, очень сильными.

За кем из них вы следите?

За всеми крупными анимационными студиями, работающими на нашем рынке. Я являюсь одним из двух руководителей Ассоциации анимационного кино, в которую сегодня входит 80 анимационных компаний. Конечно, у нас есть общая база новостей о том, что у кого происходит, но особенно пристально я лично слежу за десятком анимационных студий наших коллег-конкурентов. У нас очень сплоченное, дружеское сообщество. И пока нам всем хватает места на этом рынке, чтобы не толкаться локтями.

Мы следим и за крупными инновационными технологическими гигантами типа «Сбера», который разрабатывает искусственный интеллект, девайсы. Думаем о том, как это все может быть интегрировано в анимацию, в детское кино. Я уверена, что искусственный интеллект сможет, например, чистить анимацию, что очень удобно. Возможно, когда-нибудь он сможет корректировать образы, помогать в создании персонажей. За этим будущее.

Беседовал Егор Спесивцев