Юлия Солодовникова
Фото: пресс-служба REPA
Юлия Солодовникова

Какие цели и ценности у проекта «REПУТАЦИЯ»? Чем он полезен для рынка недвижимости?

Прежде всего хочется сказать, что наш проект является основной площадкой в России для коммуникации всех специалистов, которые работают в строительной отрасли. Мы объединяем девелоперов, брокеров, архитектурные бюро, строительные организации, управляющие компании — словом, всех, кто напрямую или косвенно относится к рынку недвижимости. Наша миссия — не только объединять профессионалов, но и повышать стандарты качества по всем направлениям рынка. Премия «REПУТАЦИЯ» была призвана подчеркнуть, что за каждой компанией, за каждым брендом стоят конкретные люди. Репутация в деловой среде — это симбиоз репутации компании и каждого отдельного топ-менеджера, они связаны и влияют друг на друга. В первую очередь, конечно, это касается руководителя, то есть стратега, определяющего путь развития всей команды. Именно поэтому в премии есть как персональные номинации, так и командные.

По каким критериям оценивается деловая репутация компании в сфере недвижимости?

Проект «REПУТАЦИЯ» — это не просто премия, а именно рейтинг, всесторонний взгляд на репутацию рынка недвижимости и топ-менеджмента в этой сфере. Свое мнение о компании и людях, которые в ней работают, высказывает и наш экспертный совет, в который входят представители власти, СМИ и различных общественных ассоциаций, а также признанные эксперты отрасли. Нам важно, как о компании отзываются заказчики и подрядчики, работавшие с ней. А еще все наши номинанты сами оценивают друг друга. То, что о компании говорят конкуренты, — тоже один из критериев ее оценивания. Из всех этих мнений складывается интегральная оценка, которая ложится в основу рейтинга.

В нашей премии есть персональные номинации: мы определяем лучшего руководителя, коммерческого директора, директора по маркетингу, HR-директора девелоперских компаний. К каждой номинации у нас свой подход, свои критерии оценивания. При этом есть общие положения, которые мы однозначно учитываем при оценке всех. Мы собираем данные о конкурсантах для каждой номинации — это специально разработанные анкеты, которые заполняет каждый конкурсант. Рейтинговое агентство «Эксперт», с которым мы сотрудничаем с самого создания премии, оценивает эти данные и свою информацию о претендентах на премию — закрытые сведения по финансовой составляющей и кредитному рейтингу. На основе этой аналитики мы делаем выводы о компании.

Фото: пресс-служба REPA

Какие сложности встают перед строительной отраслью в наше время? К чему следует быть готовым в 2024 году?

Нельзя точно спрогнозировать те обстоятельства, с которыми строительная отрасль столкнется в наступившем году, но некоторые общие трудности видны уже сейчас. В первую очередь, это повышение ставки по кредитам. Ипотека — один из главных двигателей строительной отрасли, она формирует покупательскую способность. Из-за того, что сейчас повысилась ставка Центробанка, ипотека стала менее доступной для людей, несмотря на субсидированные ипотечные программы. Поэтому можно говорить о том, что рынок может столкнуться со спадом покупательской активности. Но нельзя сказать, что спрос на недвижимость точно упадет. Во время пандемии тоже ожидалось, что покупателей недвижимости будет мало, однако в то время на рынке был зафиксирован потребительский ажиотаж.

Строительная отрасль сталкивается с вызовами регулярно, но она очень быстро перестраивается, она способна быстро реагировать на обстоятельства. Сложности, с которыми имеют дело все представители этой отрасли, даже способствуют ее развитию.

Какими качествами должен обладать современный лидер компании, занимающейся недвижимостью?

У него должно быть стратегическое видение ситуации на рынке — лидеру стоит всесторонне рассматривать любую проблему или возможность, чтобы намечать конкретную цель, к которой он поведет компанию. Но самое главное — это умение работать с командой, умение формировать команду и управлять людьми. Хороший современный лидер должен понимать, как правильно собрать нужных людей и как донести выбранную цель, чтобы у каждого была мотивация работать. 

Чего следует избегать лидерам команд, работающих на рынке недвижимости, чтобы сохранить репутацию в 2024 году?

Я бы сказала, что следует избегать ограниченности — лидерам компаний обязательно нужно учитывать, что предлагают конкуренты, что делают в смежных областях, чем занимаются в других странах. Уже на протяжении многих лет можем наблюдать ситуацию, что на рынке выживают и остаются только самые гибкие и нестандартно мыслящие игроки. Возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу добавить: современному лидеру строительной компании необходимо постоянное расширение своих знаний о рынке. А еще крайне важно исследовать своего покупателя, чтобы точно понимать, кто составляет целевую аудиторию компании, на кого рассчитывать продукт и как формировать ценовую политику. Можно миллион раз продумать хороший проект, но если не подумать о том, кто будет его потребителем, какая у этих людей покупательская способность и какие запросы, — этот проект не окупится и закончит свое существование.

Стоит ли бояться ошибок в этом бизнесе, или лучше рисковать, пробовать новое, даже если это потенциально может навредить репутации?

Ввести на рынок какой-то новый продукт, по-другому посмотреть на то, что предлагается покупателям, или как-то по-другому преподнести те продукты, которые уже есть на рынке, — все это риск. Причем риск положительный. Он может привести компанию к новым направлениям работы, укрепить ее репутацию и увеличить выручку. Кстати, риск может быть не только на уровне продукта, но и на уровне маркетинга.Бывает и так, что риск не ведет к успеху. Новые предложения не всегда пользуются спросом и нравятся потребителю. Если вовремя понять, насколько риск был оправданным, принес ли он плюсы, то репутацию компании не разрушит даже неудача. Главное — быть ответственным за свои риски, следить за реакцией целевой аудитории и оперативно делать выводы, не боясь признавать ошибки.

Конкуренция на рынке недвижимости очень высока. Как стать успешным в этой сфере?

Если мы говорим про девелоперский бизнес, то уже не первый год есть тенденция фокусироваться именно на качестве и его смысловой составляющей. Я думаю, это можно отнести не только к девелоперам, но и вообще ко всем компаниям, которые работают в том числе на строительном рынке. В наши дни конкуренцию выдерживает только достойный продукт и качественный сервис.

Фото: пресс-служба REPA

Что нужно делать, чтобы компанию отметили на премии?

Нужно хорошо делать свое дело и ответственно работать, быть профессионалом и совершенствоваться. Не существует какой-то специальной формулы, чтобы выиграть премию. Главное — быть экспертом в своей области, делиться своим опытом. Особенно это касается руководителей компании и топ-менеджмента, они должны обучать новое поколение, которое придет после них. Открытость топ-менеджмента и в целом компании — одна из тех вещей, на которую мы обращаем внимание. Стоит добавить, что мы не разделяем компании федерального масштаба и регионального. Наша система оценки устроена так, что мы можем оценивать совершенно разные компании в одной номинации.

Расскажите о самом интересном проекте, попавшем на премию, который стал вашим открытием.

Когда региональная компания обходит столичные, имеет нестандартный подход к работе — это хороший повод задуматься всем лидерам рынка недвижимости. Это и есть самые интересные проекты. Но я не хочу выделять кого-то конкретно, называть имена и компании — для этого существует премия.

Что визуализирует символика премии и награда, которую вручают лауреатам?

Символ нашей премии, наш логотип — буква «R». Она вынесена в название премии — «RЕПУТАЦИЯ». Это неслучайно. Если ее зеркально отразить, получится буква «Я». Через это мы хотели подчеркнуть нашу главную ценность — конкретных людей, каждого конкретного человека. Выиграв премию, он будет думать: «Это моя награда, моя репутация, эта награда — отражение меня». Наша премия придумана для тех, кто своими руками трансформирует пространство вокруг, для людей, которые стоят за брендами.

Кстати, статуэтка, которую получают лауреаты премии в качестве награды, выполнена из стекла и стали, и это тоже имеет символический смысл. Мы хотели подчеркнуть, что репутация похожа на стекло — она должна быть прозрачной, а сталь символизирует твердость характера и упорство тех лидеров, которые входят в наш рейтинг.

Беседовал Алексей Черников