1994: лучший год в истории кино
Спорить о том, какой год был лучшим в истории кино, — дело бессмысленное. Всегда найдутся те, кто будет не согласен. На мнение повлияют ностальгия и личные воспоминания, ведь у каждого они свои. Но даже с учетом этого сложно отрицать, что 1994-й был для кинематографа особенным.
Это был год, когда Квентин Тарантино с невиданной легкостью перевернул весь голливудский ландшафт, а Джон Траволта вернул себе статус суперзвезды. Это был год, когда Том Хэнкс окончательно доказал всем, что он серьезный драматический актер, и получил второго «Оскара» подряд. Это был год, когда у Джима Кэрри вышло три фильма, у Брэда Питта — два, а Киану Ривз постригся короче некуда и стал героем боевика. Это был год, когда вышла лучшая экранизация Стивена Кинга всех времен, но этого никто не заметил. Это был год, когда на голливудские холмы высадился французско-британский десант и карьеры француза Люка Бессона и британца Хью Гранта взлетели в заоблачные дали. В конце концов, это был год, когда вышел первый (и пока последний) полнометражный российский фильм, получивший «Оскара».
«Форрест Гамп» (Forrest Gump)
1994-й был годом, когда Том Хэнкс получил своего второго «Оскара» подряд, окончательно перезапустил свою карьеру и доказал всем, что он серьезный актер, а не какой-нибудь там списанный в утиль комик из 1980-х. Все благодаря тому, что создатель трилогии «Назад в будущее», большой режиссер Роберт Земекис, рискнул поэкспериментировать и в результате снял свою лучшую работу, заслужив не только высокие оценки критиков, но и любовь широкой публики.
«Форрест Гамп» стал вторым фильмом 1994 года по кассовым сборам в мире и получил шесть премий «Оскар», включая главные номинации — «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль», «Лучший сценарий».
Кстати, 1994-й был годом, когда мнения критиков как никогда совпадали с кассовыми сборами. Сравните прибыль от главных кинохитов 1994-го и их оценки на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes.
Уже через месяц после выхода «Форреста Гампа» в прокат критики наперебой называли фильм состоявшейся «легендой Голливуда», а в заглавном герое, «абсолютно невинном, но при этом будто всемогущем», некоторые увидели «идеального гуру для нервных девяностых».
Знаменитый критик Роджер Эберт тогда метко заметил, что любая попытка описать сюжет «Форреста Гампа» будет бессмысленной и приведет к обесцениванию фильма. Последуем совету дедушки мировой киножурналистики и ограничимся завязкой. В открывающих кадрах картины герой Тома Хэнкса — деревенский дурачок Форрест Гамп, приехавший в Нью-Йорк к любви всей своей жизни (Робин Райт), — сидит на автобусной остановке и вместе с желающими его послушать случайными прохожими вспоминает свою жизнь, этапы которой — по удивительному стечению обстоятельств — совпали с главными событиями в истории США второй половины XX века.
«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction)
1994-й был годом, когда Джон Траволта вернул себе статус суперзвезды, танцуя с Умой Турман под кавер Girl, You'll Be a Woman Soon и споря с Сэмюэлем Л. Джексоном о бургерах, а Квентин Тарантино раз и навсегда изменил незыблемые правила игры в кинобизнес, с невиданной легкостью перевернув весь голливудский ландшафт.
В центре сюжета главного в карьере Тарантино фильма — несколько взаимно переплетающихся историй. Боксер (Брюс Уиллис) в последний момент решает не сливать договорной матч, за проигрыш в котором ему заплатил мафиозный босс (Винг Рэймс). По следам наглеца идут два незадачливых гангстера (Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон), но им все время что-то мешает: то разгульная жена их босса (Ума Турман), то парочка отморозков-любовников, грабящих закусочные (Тим Рот и Аманда Пламмер).
«Криминальное чтиво» навеки зацементировало имя Квентина Тарантино в истории мирового кинематографа, вызвало новый ренессанс независимого кино в Голливуде и ввело моду на нелинейное построение сюжета. Прием, которым до этого забавлялись лишь представители французской новой волны да Стэнли Кубрик, впоследствии стал невероятно популярен — множество тарантиновских эпигонов во второй половине 1990-х бросились перемешивать части сюжета в «неправильном» порядке. В неменьшей степени «Криминальное чтиво» — это икона постмодернистского кино: на много лет вперед Тарантино задал стандарты не только работы с поп-культурными отсылками, но и вывел искусство составления саундтреков на новый уровень.
Год, когда саундтреки стали крутыми
1994-й был годом, когда профессия музыкального супервайзера стала считаться крутой и невероятно востребованной, а саундтреки к фильмам оккупировали чарты. Оказалось, что есть такая работа — музыку к фильмам подбирать! Выискивать подходящие песни для той или иной сцены и выкупать права на их использование.
Это сейчас мы привыкли к тому, что каждый мало-мальски уважающий себя сериал обзаводится набором песен. При этом треки могут быть не обязательно новыми, достаточно будет и хитов из прошлого, которые — при условии успешности сериала — как правило, оперативно возвращаются в чарты. В дотарантиновскую эпоху это не было широкой практикой.
Музыкальная составляющая шедевра Квентина Тарантино оказала такое мощное влияние на поп-культуру, что лекала, созданные Тарантино и его музыкальными консультантами, бессовестно использовались следующие лет двадцать. Особенно это бросается в глаза в фильмах Гая Ричи вроде «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Карьера составительницы саундтрека к «Криминальному чтиву» Карин Рахтман, которой на тот момент было 30 лет, стремительно пошла в гору. Впоследствии она собирала саундтреки к таким кинохитам, как «Отчаянный», «Реальность кусается», «Ромео + Джульетта», «Мулен Руж!» и «Ночи в стиле буги».
Как и в «Криминальном чтиве», в «Форресте Гампе» тоже использовалась музыка прошлых десятилетий, но, в отличие от независимого фильма Тарантино, у Земекиса и его команды куры явно деньги не клевали. Поэтому вместо малоизвестных серф-стандартов и подзабытых эстрадных хитов, которыми под завязку набита нетленка Тарантино, в «Форресте Гампе» звучит самая настоящая золотая коллекция контркультурных хитов в диапазоне от Элвиса Пресли до The Doors. Неудивительно, что пластинка продержалась семь недель на почетном втором месте в чарте Billboard. Примечательно, что с пьедестала ее сместил саундтрек к другому фильму — диснеевскому «Королю Льву». Помните же Circle of Life Элтона Джона и бессмертную «Акуна Матату»?
«Король Лев» (The Lion King)
1994-й был годом, когда студия Disney достигла пика своего Ренессанса — случившегося в начале 1990-х, когда на экраны один за другим выходили критически и коммерчески успешные диснеевские полнометражные мультфильмы: «Русалочка» (1989), «Красавица и Чудовище» (1991), «Аладдин» (1992). По сей день «Король Лев» остается главной гордостью «Диснея». Регалий у этого анимационного фильма больше, чем у какого-либо другого фильма, выпущенного студией за все годы существования. Загибаем пальцы.
Мультфильм стал самым успешным фильмом 1994 года по сборам. На тот момент он был вторым наиболее коммерчески успешным фильмом в истории кинематографа после «Парка юрского периода». Картина также долгое время удерживала звание лидера среди анимационных фильмов по выручке, пока ее не подвинул пиксаровский блокбастер «В поисках Немо». Тем не менее титул самого кассового рисованного мультфильма остается за «Королем Львом», и не похоже, что он собирается его кому-то отдавать. Мультфильм завоевал по паре «Оскаров» и «Золотых глобусов» — за песню Элтона Джона Can You Feel the Love Tonight и музыку Ханса Циммера.
История, которую рассказывает «Король Лев», почти гамлетовская. Молодой лев Симба вынужден жить в изгнании в компании жизнерадостных суриката Тимона и бородавочника Пумбы после предательского убийства отца — короля африканского львиного прайда.
Картина до сих пор приносит «Диснею» немалые дивиденды. По мотивам мультфильма был поставлен мюзикл, который является самой кассовой бродвейской постановкой всех времен. В 2019 году вышел мегауспешный фотореалистичный компьютерно-анимационный ремейк.
«Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption)
1994-й был годом, когда вышла лучшая экранизация Стивена Кинга, правда, далеко не все сразу это поняли.
Скромного и нескладного верзилу-банкира (Тим Роббинс) приговаривают к пожизненному заключению за убийство, которого он не совершал. Оказавшись в одной из самых мрачных тюрем послевоенной Америки, герой заводит дружбу с философствующим контрабандистом (Морган Фриман), который, по слухам, может достать все, что угодно — да хоть огромный постер Риты Хейворт, одной из главных голливудских красоток 1940-х.
Тюремная драма «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта — всеобщий любимец и многолетний лидер всевозможных кинорейтингов. С 2008 года картина бессменно удерживает первое место в списке лучших фильмов по версии пользователей IMDb — главного мирового сайта о кино. До этого пользовательский топ возглавлял ни много ни мало «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы.
Удивительно, но в момент выхода в 1994 году фильм, который вот уже пятнадцать лет зрители по всему миру называют лучшим в истории кино, провалился в прокате.
Причин для такой исторической несправедливости киноаналитиками называлось множество. Среди прочего — запутанное название, непопулярность тюремной тематики и, конечно, сильные конкуренты в лице вышеупомянутых «Форреста Гампа» и «Криминального чтива».
Но не прошло и года, как ситуация кардинально изменилась. Стоило фильму выйти на видео, и сарафанное радио сделало свое дело — популярность фильма начала стремительно расти, и в результате «Побег из Шоушенка» стал лидером видеопроката за 1995 год. Сказалась хорошая пресса: критики отнеслись к фильму более чем благосклонно. К тому же «Шоушенк» номинировался на семь премий «Оскар», правда, ни одну не получил.
«Побег из Шоушенка» давно приобрел культовый статус, а актерский дуэт Тима Роббинса и Моргана Фримена стал иконическим. Все эти тридцать лет картина остается зрительским фаворитом и одним из самых успешных фильмов о побеге из тюрьмы, разобранным на цитаты и спародированным в десятках шоу.
«Тупой и еще тупее» (Dumb and Dumber)
1994-й был годом, когда у мало кому известного стендапера Джима Кэрри вышло сразу три фильма. Первая часть «Эйса Вентуры» попала в прокат в феврале, «Маска» — в июле, «Тупой и еще тупее» — в декабре. И об актере с резиновым лицом заговорили все — Джим Кэрри стал главным комиком планета Земля.
Пусть «Маска» и собрала в прокате немного больше, чем «Тупой и еще тупее», именно вышедшая под Рождество комедия братьев Фаррелли впоследствии приобрела культовый статус. Несмотря на желание ханжей разных мастей повесить на комедию ярлык «худшего фильма года», многим критикам и зрителям удалось разглядеть за веселым эпатажем и изощренным издевательством над священными коровами современного развитого общества какие-то невероятные драматические глубины, историю об одиночестве и отчужденности. Да и отполированный почти до блеска сценарий братьев Фаррелли не позволял заскучать зрителю ни на секунду. Неудивительно, что впоследствии один из них поставил оскароносную «Зеленую машину». В 2000 году авторитетный киножурнал Total Film поместил «Тупого и еще тупее» на пятое место в списке самых великих комедий всех времен.
Два друга — классические идиоты Ллойд и Гарри (Джим Кэрри и Джефф Дэниэлс), в очередной раз потеряв работу и не имея возможности оплатить счета за газ, отправляются к скалистым горам Аспена в поисках счастья. На двоих у них есть один чемодан, набитый деньгами, и две пары теплых перчаток. Правда, о том, что чемодан полон денег, ни один из них не знает, а обеими парами перчаток пользуется исключительно Ллойд.
«Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire)
1994-й был годом, когда у новоявленного секс-символа поколения Х Брэда Питта вышло сразу два фильма — «Интервью с вампиром» и «Легенды осени» (и в обоих он много плачет).
В одноименной экранизации романа Энн Райс «Интервью с вампиром» Питт играет длинноволосого, всегда одетого с иголочки вампира Луи де Пон дю Лака, с томным видом разгуливающего по туманному Новому Орлеану с тросточкой в компании со своей юной подругой (десятилетняя Кирстен Данст). Луи — на редкость гуманный вампир. Он ненавидит себя за то, какой есть, и старается воздерживаться от убийств людей. Полная противоположность Луи — его старший товарищ по несчастью вампир-гедонист Лестат де Лионкур в блестящем исполнении Тома Круза, которого для этой роли нарядили в белобрысый парик.
Примечательно, что еще в 1985 году Стинг, вдохновившись романом «Интервью с вампиром», написал свой концертный околоджазовый хит Moon over Bourbon Street, герой которого тщетно борется со своей природой.
В экранизации же вампиры скорее напоминают рок-музыкантов глэм-метал-сцены, которая к 1994 году окончательно пришла в упадок из-за гранж-эпидемии. Неудивительно, что в финале «Интервью с вампиром» звучат Guns N' Roses, записавшие по такому случаю кавер-версию хита The Rolling Stones — Sympathy for the Devil.
По итогам года «Интервью с вампиром» занял девятое место в топ-10 самых кассовых фильмов 1994-го и номинировался на «Оскар» в двух категориях — «Лучшие декорации» и «Лучший саундтрек».
«Скорость» (Speed)
1994-й был годом, когда еще одна икона поколения X — Киану Ривз — постригся короче некуда и решил стать экшн-героем.
До этого момента Киану носил длинные волосы и предпочитал сниматься в авторском кино («Маленький Будда» Бертолуччи, «Дракула» Копполы) и небольших инди-фильмах («Мой собственный штат Айдахо» и «Даже девушки-ковбои иногда грустят» Гаса Ван Сента). Поэтому для зрителей в 1994-м такая смена имиджа была весьма неожиданной. Но, сделав такой выбор, Ривз не просто не прогадал, а задал вектор карьеры на долгие годы. Франшизы «Матрица» и «Джон Уик» — очевидные последствия этого карьерного шага.
Позже «Скорость», наряду с «Крепким орешком», стала классическим образцом клаустрофобического экшена, заняла пятое место в списке самых кассовых картин года и набрала рекордные 95% критического одобрения на Rotten Tomatoes.
Герой Ривза — полицейский с простым именем Джек — вынужден вести полный пассажиров автобус через забитый пробками Лос-Анджелес на скорости 80 км/ч, не сбавляя скорости. Дело в том, что злодей в исполнении Денниса Хоппера заложил в автобус бомбу, которая взорвется, если скорость движения снизится.
«Четыре свадьбы и одни похороны» (Four Weddings and a Funeral)
1994-й был годом, когда зажглась звезда сценариста Ричарда Кертиса, будущего создателя «Реальной любви», и стремительно взлетела карьера британца Хью Гранта.
Тридцатилетний раздолбай Чарльз (Хью Грант) живет жизнью убежденного холостяка, в то время как все его друзья поочередно женятся. Один плюс: на каждом торжестве он встречается с американкой Керри (Энди Макдауэлл), с которой у него завязываются странные, но от этого не менее страстные отношения.
На съемки фильма с этим нехитрым сюжетом потребовались всего шесть недель и мизерный бюджет. Каково же было удивление его создателей, когда прибыль от картины в 55 раз превысила затраты на нее. На момент выхода это сделало «Четыре свадьбы и одни похороны» самым кассовым британским фильмом в истории кино.
Британский ромком взорвал американский бокс-офис: картина заняла восьмое место в десятке самых кассовых фильмов 1994 года. Специально записанная для фильма кавер-версия песни The Troggs — Love Is All Around в исполнении шотландских софт-рокеров Wet Wet Wet стала международным хитом, продержавшись на первом месте британского национального чарта пятнадцать недель.
В последующее десятилетие вышло еще четыре фильма с Хью Грантом по сценарию Ричарда Кертиса — «Ноттинг Хилл» (1999), две классические части «Дневника Бриджит Джонс» (2001 и 2004) и «Реальная любовь» (2003).
«Леон» (Léon)
1994-й был годом, когда французский десант в лице Люка Бессона в компании с Жаном Рено, Гари Олдманом и юной Натали Портман высадился на голливудские холмы.
До этого имя Люка Бессона почти ни о чем не говорило широкому зрителю. Да, у себя на родине француз мощно засветился с «Подземкой» (1985) и «Голубой бездной» (1988), но мировую известность режиссер приобрел только после «Леона». Несмотря на всю свою неоднозначность и противоречивость, фильм даже спустя тридцать лет остается самой признанной работой Бессона. Например, списке лучших фильмов всех времен и народов по версии пользователей «Кинопоиска» картина занимает десятое место, разместившись между двумя частями «Властелина колец» Питера Джексона.
Оказавшись сиротой после нападения гангстеров на ее семью, двенадцатилетняя Матильда (Натали Портман) прибивается к молчаливому и недалекому наемному убийце Леону (Жан Рено), лучшим другом которого до этого был горшок с фикусом. Вместе им предстоит противостоять грязному полицейскому и психопату в гротескном исполнении Гари Олдмана, как всегда, заметно упивающегося злодейской ролью.
В финале нас ждут слезы и хит-сингл Стинга Shape of My Heart — по-другому эту историю и не закончишь. Любопытный факт: известный хит инди-группы Alt-J — Matilda начинается строчкой: This is from Matilda («Это от Матильды») — это последние слова, которые герой Жана Рено произносит в фильме.
«Утомленные солнцем»
1994-й был годом, когда вышел первый (и пока последний) полнометражный российский фильм, получивший «Оскара».
До «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова отечественные фильмы получали премию Американской киноакадемии только во времена СССР. В последний раз это произошло в 1981 году, когда престижной награды была удостоена мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». После «Утомленных солнцем» ни одному российскому полнометражному фильму этот трюк повторить не удалось. Учитывая, что фильм получил также Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, можно сказать, что мы имеем дело с официально признанной вершиной творчества режиссера. Многие критики и зрители считают «Утомленных солнцем» последней значимой картиной золотого периода Михалкова, ценность которой признают даже самые яростные критики его современного творчества.
«Утомленные солнцем» задумывались как эпическая картина, в которой частная любовная драма разворачивается на фоне масштабных исторических событий. Название ленты отсылает не только к популярной одноименной песне 1937 года, но и к американской исторической мелодраме «Унесенные ветром» — признанному образцу эпического фильма.
Действие разворачивается летом 1936 года накануне массовых политических репрессий в СССР. В центре сюжета — традиционная для творчества Михалкова чеховская дача. Поначалу идиллическая: дружная большая семья интеллигентов и бывших дворян во главе с легендарным комдивом Котовым (Никита Михалков) наслаждается беззаботными летними деньками. Все меняется, когда на дачу заявляется нежданный гость — давний друг семьи Митя (Олег Меньшиков), исчезнувший по необъяснимым причинам десять лет назад.
Автор: Роман Дранников