
Брюно Гуэри и Антония Деспла о фильме Джонни Деппа «Моди: Три дня на крыльях безумия»

Джонни Депп, режиссер фильма «Моди», ярко охарактеризовал Амедео Модильяни, главного героя: человек во власти своих талантов — для него был лишь один выбор: твори или умри. Как вам такая концепция?

Брюно Гуэри: В Модильяни меня больше всего поразило то, что он продал очень мало картин — они не были популярны. Но художник знал: его стиль особенный, уникальный, и поэтому просто продолжал писать. Ему было неважно продавать, ему было важно сохранять свой стиль.
Помню, в один из дней мы снимали в баре у Розали, я увидел на стенах его картины и вспомнил, что Модильяни не продавал свои работы, а фактически отдавал их владелице бара за бокал вина, за пасту… А теперь его картины находятся в музее Орсе во Франции, и их знает весь мир! Для меня это невероятно. Как нам сказал Джонни Депп: что бы ни было, мы тоже должны продолжать творить, ведь важен не результат, а сам процесс.

Антония Деспла: Я считаю, что творение — это и разрушение тоже. Художники, упомянутые в фильме, постоянно мучились, сомневались в своем таланте, сталкивались с отвержением, критикой. Но мне кажется, это модель жизни: ты возрождаешься и умираешь. Без разрушения, той самой «смерти», не рождается что-то новое и прекрасное.
Сегодня общество воспитывает в нас сдержанность, самосознание, где нет места «горению страстей», о котором мы говорим. Интересно, как вам, творческим личностям, удается в такое время следовать за мечтой и оставаться в профессии? Антония, возможно, вам в этом плане проще — вы выросли в творческой семье.

Чтобы поддерживать «искусство в себе», нужно просто делать это не ради денег, очень много читать, много смотреть, ходить на какие-то экскурсии. Мне очень повезло — я живу в двух замечательных городах, в Лондоне и в Париже, где очень много культуры и самовыражения. У меня большая страсть к театру, где все делается не ради денег, а ради искусства.
Брюно, Джонни Депп, я — у нас у всех есть эта страсть к экспериментам в искусстве. Джонни вообще работает не по стратегиям, он идет против них и просто творит. Как по мне, самые прекрасные фильмы получаются благодаря сотрудничеству увлеченных художников. Так и получилось, когда мы снимали «Моди»: Джонни, как настоящий художник, создал креативную свободу и безопасность, чтобы мы, в свою очередь, могли выражать наши эмоции, наши чувства. Я очень ему за это благодарна.
Мне кажется, когда в проект вовлечено много денег, появляется больше страхов, поэтому ты меньше рискуешь. В своем фильме Джонни Депп ради искусства, и уж точно не ради денег, рассказывает настоящую историю, в которую вложены сердца всех персонажей.

Важную вещь хочу определить фразой, которую сложно перевести: ты должен делать не то, что продается, — ты должен продавать то, что ты знаешь, как делать. И это характеризует Модильяни: он писал не чтобы продать, он продолжал делать то, что умел, — в этом было его самовыражение.
Так же было и у нас, когда мы создавали фильм. Я хотел дать режиссеру и зрителям мои чувства, мой голос, мое лицо. Скажу, что для актера тяжело переживать то отвержение, с которым сталкивались художники того времени. Потому что он, актер, отдает всего себя этой роли.
Модильяни творил, и о нем узнали после его смерти. А актер известен уже сейчас, он находится в контакте со зрителями — у него есть чувства, связь с аудиторией. Если таких чувств нет, ты не актер и не художник!
Джонни Депп — настоящий творец, в нем есть богемность и цыганство, он рокер, рассказчик и поэт… Но самое главное, он — творец. И он не руководит тобой, а поддерживает. Как уже сказала Антония, своим творением он помог нам создать собственное.




«Моди» — настоящий инди-фильм. У него небольшой бюджет, и это история не про заработок, а про творение.

Резюмируя, это история о вечном противостоянии между художником и продюсером. На протяжении всей истории художники нуждаются в продюсерах — ими могут быть государство, церковь, король, торговец и т. д. Но тебе приходится с этим мириться.
И это всегда компромисс — художник должен быть осторожным и не идти на компромисс с самим собой.
Как вы думаете, что роднит художников того времени с современными творческими личностями?

Как я уже говорил, очень важно помнить о вечном сотрудничестве художника и продюсера. Об этом вся история искусства, и сегодня все то же самое: должна быть связь между нашим творением и аудиторией. Для этого нужен продюсер, который несет творение в массы. Поэтому индустрия так и называется — шоу-бизнес. Если бы не было продюсирования, было бы просто «шоу-шоу».

Абсолютно согласна с Брюно. Влияние капитализма, конечно, в каких-то моментах очень сильно. Но без продюсеров мы бы не имели шоу-бизнеса. Нужно просто найти правильный баланс и из этого создавать настоящие произведения.
Каково вам было работать с Джонни Деппом в качестве режиссера? Какие качества или подходы его режиссуры вам запомнились?

Он невероятно добрый, очень заботливый, поддерживающий. Во время съемок он вселил в нас много веры. В нем много страсти. Он всегда слушает, что само по себе уже редкость.
Джонни — знаменитый актер, его любят по всему миру. Я восхищаюсь им всю жизнь. Он построил такую карьеру, где его герои откликаются многим поколениям. Во французском языке есть такое слово mythique — легендарный. Я считаю, он создал легендарных персонажей. Он — гений, и, главное, у него нет раздутого эго.

Сам фильм был похож на Джонни Деппа. Когда я читал сценарий и увидел «Моди» впервые, я сказал: «Боже мой, это же просто Джонни Депп». Музыка, цвет, настроение.
Он не руководит, он дает советы и подсказки. Я видел его на съемках, и он был всеми: и Модильяни, и Утрилло, и другими персонажами фильма. Он вдохновлял нас на творчество.
Антония, вы рассказывали, что, когда читали сценарий, впервые столкнулись с неотцензурированным материалом. Что вы имели в виду?

Мне кажется, сегодня нужно быть осторожными, никого не осуждать, соблюдать политкорректность, ведь очень легко быть отмененными.
Но если мы говорим о жизни в Париже, которую мы показываем в нашем фильме, там не было таких ограничений, люди были абсолютно свободными и эпатажными. Для меня это было глотком свежего воздуха, ведь мы пытались воссоздать исторический период без контекста нынешнего времени.
«Моди» вообще не следует стандартной структуре, которой подчиняются сегодняшние фильмы.

Вы уже достаточно известные актеры, и в России вас очень любят. Что вы чувствуете, дойдя до славы? Как вы с этим работаете?

На этот вопрос пусть ответит Брюно, это он не может пройти по улице так, чтобы его кто-нибудь не узнал и не остановил (смеется).

Это очень странное ощущение (смеется).
Больше всего поражает, что меня узнают и в Японии, и в Австралии, и в Аргентине, и по всему миру. Возможно, это не совсем корректно говорить, но я вижу, что смешон для всех. Неважно, из какой культуры человек — если он меня видит, он действительно смеется. Юмор — это вообще какой-то международный язык.
Почему фильм о Модильяни сегодняшнему зрителю стоит посмотреть?

Это не совсем классический байопик. В нем умещается столько настроений, эмоций: ты плачешь, боишься, любишь. Такой вот рок-н-ролльный фильм.

В фильме есть вещи, которые объединяют нас всех: отвержение, отчаянное желание быть признанным, разочарование. Мне нравится, что в фильме говорят о проблеме денег, продаже творчества — капитализм и сегодня сильно влияет на художников и на искусство в целом.
Также «Моди» — веселый фильм, и я надеюсь, вам будет весело. В нем есть капля чаплинского настроения, Джонни Депп немножко клоун — в этом фильме есть ДНК Джонни Деппа, как верно подметил Брюно. Надеюсь, после кинопросмотра вы для себя вынесете какие-то ценности.
Беседовал Александр Юдин