Чат «1221», бренд Yanina и сериал «Преступление и наказание». Новые номинанты на премию «Сноба» «Сделано в России — 2024»
Пилот турецкой авиакомпании умер во время полета
Путин вручил Лукашенко высшую государственную награду РФ
Матвиенко пожаловалась на скудный ассортимент рыбы и высокие цены
Кино

Как сериал «Тетя Марта» меняет жизнь людей

Продюсер сериала «Тетя Марта» Константин Маньковский, импакт-продюсер Мария Залунина и директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова рассказали «Снобу» о том, как сериал помог почти сотне детей-сирот найти дом, почему эстетическое начало в любом контенте важнее идейного и насколько актуальна проблема сиротства в современной России
Виталия Корниенко в роли тети Марты
Виталия Корниенко в роли тети Марты Фото: Art Pictures Studio

В 2022-м на фестивале Patriki Film Festival сериал «Тетя Марта» был назван главным социальным проектом года. В чем состоит социальная миссия сериала?

Константин Маньковский: Мне кажется, ваш вопрос более глобальный — это вопрос миссии искусства как такового. Часто говорят, что искусство должно утешать или обучать, наставлять на путь истинный, но мне кажется, что главная цель искусства — прежде всего развлекать. И если оно эту свою функцию хорошо выполнило, если оно вас вовлекло и развлекло, то дальше оно выполнит и все свои остальные функции — социальные, нравственные и так далее. У нашего сериала оказалась такая вот социальная миссия — поднять тему сиротства, рассказать о детях-сиротах. Но это, я вам клянусь, изначально в наши планы не входило.

Как-то само собой получилось привлечь внимание к проблеме детей-сирот — и не только рассказать про них, но и помочь им. Маша Залунина придумала поместить в конец самой драматичной, 15-й серии 1-го сезона QR-код, который вел на страницу фонда «Измени одну жизнь». И знаете, результаты нас поразили до слез: оказалось, что мы помогли 80 детям найти свою семью. То есть благодаря вот этому проекту удочерили или усыновили 80 человек. Мы, когда об этому узнали, переглянулись и поняли, что лучшее в своей жизни уже, наверное, сделали.

«Тетя Марта» — не только драма, но и комедия. Почему для передачи важных социальных смыслов была выбрана именно развлекательная форма контента? Разве полноценный разговор о серьезных вещах через искусство не требует более серьезной подачи?

Мария Залунина: Самое главное для нас — зритель. Мы базируемся на предпочтениях нашей аудитории (а их мы постоянно изучаем), следом — на партнерстве с ведущими экспертами той или иной тематики. Мы хорошо знаем зрителя телеканала СТС и понимаем, что нас смотрит семейная аудитория, которая приходит на канал, чтобы отдохнуть, получить позитивные, светлые эмоции. Именно их мы и должны дать через качественный и красивый профессиональный контент.

Тонко, нежно и грамотно сказать о существующей социальной проблему внутри такого контента — это результат совместной системной и скрупулезной работы. Важно, чтобы получилось адекватно сценарию и настолько аккуратно, насколько это возможно. В случае с сериалом «Тетя Марта» это было оправдано самой сценарной линией, изначальной задумкой. Марта и ее сестра — девочки, оказавшиеся в разных условиях после детского дома. Зритель, безусловно, начинает любить Марту задолго до того, как видит первый QR-код. А картины реальной девочки из детского дома, интегрированные в каждую серию первой части, дают зрителю понять, что хоть история Марты и вымышлена, таких девочек по всей стране — тысячи. Каждому зрителю становится понятно, о чем мы с ним поговорили. При этом он получил изумительные эмоции — посмеялся, попереживал, поплакал вместе с героями и изменил свое отношение к теме сиротства или помог детям, у которых нет родителей.

Почему тема сериала оказалась близкой для россиян? Для какой аудитории создавался этот продукт, какая категория зрителей дала наибольший фидбэк?

Мы немного сжульничали при создании этого сериала, рассказав веселым языком комедии о крайне печальных и порой трагических событиях в жизни главных героев, но все было в интересах зрителя. Драма зажгла зрителя интересом, а комедия облегчила восприятие.Когда мы готовим какой-то проект для СТС, проводим небольшой эксперимент: представляем своих детей, жену или мужа, своих родителей — и мысленно сажаем их перед телевизором, включаем им сериал, который мы разрабатываем. Если они все вместе смотрят, если не возникает чувства неловкости или скуки во время просмотра, значит, мы попали в точку и угадали аудиторию. Фидбэк после премьеры «Тети Марты» был именно от семей, это результат семейного просмотра — зрители всех возрастов нашли в сериале что-то интересное для себя.

Как в целом зрители отреагировали на сериал, как вы получали обратную связь от них?

Мы провели опрос среди 250 зрителей сериала, и 65% ответили, что он изменил их отношение к воспитанникам детдомов, заставил задуматься об их жизни. Зрители отмечали, что сериал впечатлил их благодаря комбинации сюжета, художественной эстетики и актуальных сообщений. «Тетя Марта» вызвала отклик у всех аудиторий независимо от формата просмотра сериала — фонового или целенаправленного. Даже социальное кино может быть массовым в хорошем смысле этого слова. Больше всего зрителям понравился юмор (70% опрошенных), сюжет (55%), актерская игра и образы героев (54% и 53%). 84% респондентов порекомендовали сериал своим знакомым, 69% — решили пересмотреть вместе со своими детьми.

На съемках сериала «Тетя Марта»
На съемках сериала «Тетя Марта» Фото: Art Pictures Studio

Как «Тетя Марта» помогает фонду «Измени одну жизнь»? Каких результатов удалось достичь совместными усилиями?

ЯЛ

Яна Леонова: Всего за 2 сезона, за период с 25 октября 2022 года по 17 июля 2024 года, созданы видеоанкеты для 304 детей. Из них уже 98 детей нашли новую семью. Создатели сериала еще в первом сезоне решили поддержать фонд «Измени одну жизнь». Тогда во всех сериях в финальных титрах появлялись рисунки 16-летней воспитанницы Центра содействия семейному устройству. И зрители стали получать информацию о ребятах, оставшихся без родителей.

А начиная с пятнадцатой серии, когда зрители узнали правду о главной героине, на экране отображался QR-код с фразой «Марта дома, а другие дети — нет», который вел на сайт фонда «Измени одну жизнь». Любой желающий мог поддержать фонд, выбрав удобный для себя вид помощи. Сейчас в фонд регулярно приходят пожертвования из десятков городов.

В сообщениях в аккаунтах фонда в соцсетях многие подписчики признавались, что благодаря сериалу больше узнали о судьбах и жизни ребят из детских домов, поняли, что эти дети пережили большие потрясения. А главное, что никакие детские дома не заменят ребенку заботливых родителей. Только семья может подарить ребенку заботу, любовь, уверенность в собственных силах и в будущем.

Премьеру второго сезона все ждали с нетерпением! На премьерный показ были приглашены приемные семьи, друзья фонда «Измени одну жизнь». Они пообщались с создателями сериала и исполнителями главных ролей.

В начале апреля фонд готовился к тому, что на сайт через QR-коды будут приходить новые посетители. И правда, наплыв был грандиозным! Число посетителей увеличилось более чем на 50%! Спасибо «Тете Марте» и создателям сериала за продвижение сайта, за освещение темы социального сиротства и приемного родительства.

Зачастую акцент на социальной роли искусства отвлекает от его эстетической составляющей. Как много внимания было уделено именно художественной стороне сериала? Почему это хорошее кино, а не незатейливая сентиментальная драма, каких снято уже очень много?

Мне кажется, что если бы мы захотели создать такой сериал, который поможет детям найти собственный дом, у нас ничего не получилось бы. Я уверен, что хорошая история пишет себя сама, и в первую очередь надо стараться создать хороший контент, за который не будет стыдно, — ну, это минимальное требование, конечно. Создать такой контент, которым можно будет гордиться, лучше сказать. Если контент качественный, тогда у него и появляется миссия, о чем мы говорили в самом начале. Как у Пушкина: помните, он писал, что его Татьяна из «Евгения Онегина» совсем от рук отбилась и живет своей жизнью, независимой от авторской воли. Вот у наших авторов то же самое произошло, простите меня за такое неуместное сравнение с Пушкиным. Изначально мы даже не думали, что наша Марта должна быть именно беглянкой из детского дома. Где-то с 6-й серии нас как будто озарило. Пришлось возвращаться, переписывать уже написанное, но получилось лучше.

На съемках сериала «Тетя Марта»
На съемках сериала «Тетя Марта» Фото: Art Pictures Studio

Как ваш проект помогает взрослым лучше понять своих детей? 

На самом деле это сериал не про то, чтобы взрослые поняли своих детей. Это сериал про то, чтобы взрослые поняли взрослых. Если взрослые живут друг с другом (и с собой) в мире и согласии, то тогда и дети не страдают.

Если внимательно к этому сериалу присмотреться, станет понятно, что единственный взрослый человек во всем сериале — это Марта, девятилетняя девочка, а вот окружают ее дети: они выглядят как взрослые, но поступки у них детские, и ответственности за свои поступки у них, как у детей, почти никакой нет.

И поэтому Тетя Марта смотрит на наш взрослый мир и недоумевает от того, что происходит. То, что нам кажется важным и серьезным, детям кажется глупым, незначительным. Наши игры, наша зацикленность на себе, наше желание казаться кем-то, вся иллюзорность этого взрослого мира под взглядом ребенка испаряется. И мы остаемся вот так стоять — голые и смешные. Комедийный же сериал.

Проект «Марта дома, а другие дети — нет» получил премию «Наш Вклад» АНО «Национальные приоритеты» в спецноминации «За поддержку семьи».

Беседовал Алексей Черников

0
0
И главное, «Сноб» — это уникальный круг собеседников, одним из которых можете стать вы.
Присоединиться

Читайте также

«Просто расслабься!» Актер Даниил Воробьев о «Чистых», «Комбинации» и своем главном провале

Сериал «Комбинация» на Wink: сюжет, история, график выхода серий самого ожидаемого проекта 2024 года

Дмитрий Елагин

Режиссеры фильма «Граф Монте-Кристо»: в кинематографе нет места компромиссам

Чем заняться в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде 10–16 октября. Неделя со «Снобом»