Одним абзацем

Здесь и далее кадры из фильма «Вещество»
Здесь и далее кадры из фильма «Вещество» Фото здесь и далее: Universal Pictures

Через поджанр боди-хоррора Корали Фаржа говорит о последствиях повсеместной объективации женщин. Ее героиня-актриса привыкла жить в мужском объективе, ее судьбой всегда руководили мужчины, поэтому она переживает тяжелый кризис, когда ее выгоняют из индустрии из-за «старости». Исполняющая главную роль Деми Мур на своем примере показывает, как красивый по общественным стандартам человек может чувствовать себя ничтожеством из-за чужих прихотей и стереотипов. Ее героиня идет на эксперимент по отделению новой, юной версии себя не только из-за эгоистичного желания быть обожаемой массами — она соглашается на ужасные физические и психологические страдания, потому что социум заставил ее ненавидеть свое тело.

Подробно

Звезда голливудской актрисы Элизабет Спаркл (Деми Мур) зашла, продюсер увольняет ее с утренней фитнес-передачи и объявляет поиск замены: молодой, красивой и сексуальной девушки. Расстроенная женщина по пути домой попадает в легкую аварию, в больнице загадочный медбрат прячет ей в пальто флешку с надписью «Вещество». В ней содержится краткая реклама сыворотки, обещающей одним уколом раздвоить человека, вырастив из старого тела новое. Главное условие такого существования — каждую неделю нужно «переключаться» между оболочками, нарушение правила приводит к необратимому изменению внешности одного из носителей сознания. В отчаянии Элизабет соглашается на эксперимент, и так на свет появляется Сью (Маргарет Куолли), которая сразу же идет на кастинг и получает место ведущей спортивной программы. Только жить семь дней и другие семь просто существовать — тяжело, поэтому Сью начинает эксплуатировать тело Элизабет, не пробуждая ее из искусственной комы. 

Энергичное, жестокое, телесное, яркое, отвратительное, вульгарное и кровавое — все эти эпитеты подходят к новой работе Корали Фаржа «Вещество». В дебютной полнометражной картине «Выжившая» (2016) режиссер обратилась к проблематичному поджанру хоррора rape and revenge («изнасилование и месть»): в этих картинах («Мементо», «Необратимость») мужчины-режиссеры создавали образы «идеальных красавиц», за надругательство над которыми их партнеры наказывали преступников. Обычно в поджанре rape and revenge женщина — объект и мотивация действовать для центрального персонажа, в «Выжившей» молодая девушка сама берет в руки оружие и убивает виновников ее страданий. Корали Фаржа занимается не только возвращением субъектности героиням, но и меняет оптику: она не боится показать женское тело сексуальным, меняет объективирующий «мужской взгляд» (термин male gaze) на возвеличивающее осматривание. В «Веществе» Фаржа еще в большем масштабе раскрывает идею взгляда, показывая влияние мизогинного и патриархального общества. 

Разное ощущение мира 60-летней Элизабет и 20-летней Сью заставляет женщину впасть в депрессию: пока одну унижают из-за возраста и говорят гадости в лицо, другая на полную катушку пользуется привилегией красоты и купается во внимании и комплиментах. При этом Элизабет отлично выглядит и идеально одета, но она не чувствует своей ценности из-за давления окружающих людей. Ее глубокую внутреннюю печаль Фаржа отражает несколькими элементами: пока Сью веселится на улице и постоянно находится в свете софитов и вспышек фотокамер, Элизабет сидит в темной, шикарно обставленной квартире, много ест и почти ни с кем не общается. 

Режиссер также работает с физическим аспектом кино: пока мир старшей женщины наполнен неприятными субстанциями, едой, сигаретами и алкоголем, молодая живет в глянцевом мире, который портит лишь существование ее «старого» тела. Сюжет противостояния и конфликта двух оболочек одной личности зародился во времена немецкого готического романа (яркий представитель — Эрнст Гофман), в произведениях этого жанра доппельгангер является созданием темного, потустороннего мира и хочет уничтожить оригинал. В «Веществе» множество раз подчеркивается, что Элизабет и Сью едины, поэтому они должны ценить друг друга. Кажется, что женщины могли бы прийти к обоюдному уважению, но эксперимент быстро срывается. В произведении Корали Фаржа зло спрятано в обществе, которое разрушает человека и устанавливает рамки. Обе героини в фильме живут в мужском мире, они зависимы от решений седовласых пожилых мужчин, а потому им приходится трансформировать себя ради соответствия чужим ожиданиям. Хотя в «Веществе» много страшных и кровавых сцен физических трансформаций, наибольший ужас кроется в психологическом кризисе личности, отвергающей себя. Чем легче Элизабет отказывается от себя и идет по пути саморазрушения, тем глубже она опускается в яму ненависти, из которой потом не выбраться.

Фильм «Вещество» был куплен для проката в России.