Здесь и далее кадры из фильма «Гадкая сестра»
Здесь и далее кадры из фильма «Гадкая сестра» Фото здесь и далее: Lava Films

Одним абзацем

Современные феминистские хорроры через трансформацию тела показывают, как общество ломает женскую психику. Норвежский режиссер Эмили Блихфельдт в «Гадкой сестре» не просто переворачивает канон сказки «Золушка» с ног на голову, а создает свою реалистичную интерпретацию. Так, местную Золушку по имени Агнес любят по той причине, что она не только красива, но и естественна во всем — в это же время сводная сестра Эльвира все время пытается казаться, подстраивается под чужие ожидания. Блихфельдт могла бы выстроить сюжет «Гадкой сестры» на основе конфликта двух противоположных характеров героинь, но вместо этого она предлагает «третий путь» — выход из мизогинного социума.

Подробно

В неизвестном королевстве недавно отыграли свадьбу: взрослый мужчина Отто (Ральф Карлссон) и его дочь-красавица Агнес (Теа Софье Лок Несс) стали одной семьей с Ребеккой (Ане Даль Торп) и ее двумя девочками — старшей Эльвирой (Леа Мюрен) и младшей Альмой (Фло Фагерли). Только вскоре после торжества Отто умирает, и оказывается, что ни у него, ни у вдовы нет денег — оба рассчитывали на приданое друг друга. Благо, молодой принц Юлиан (Исак Калмрот) объявляет, что через три полных луны он проведет бал и среди юных девственниц выберет себе жену: наивная Эльвира, выросшая на сказках, как раз подходит по возрасту. Есть только одна проблема: у девушки обычная внешность, она не сможет соревноваться по красоте с Агнес. Ребекка понимает, что ее дочурке поможет только «чудо» — ряд пластических операций и строгая подготовка к смотринам.

Дебют норвежского режиссера Эмили Блихфельдт «Гадкая сестра» сразу же хочется сравнить с прошлогодним хитом «Субстанция» Корали Фаржа по нескольким причинам: оба произведения сняты женщинами, которые через жанр боди-хоррора критикуют патриархальный уклад общества. Со стороны фильмы похожи, но у них совершенно разные механизмы действия. Если Фаржа предпочитает шок-эффект с резкими изменениями внешности главной героини, то у Блихфельдт девушка медленно уничтожает себя; если в «Субстанции» использован готический сюжет о двойниках (где копия хочет убить оригинал), то «Гадкая сестра» предлагает современную интерпретацию всем известной сказки «Золушка».

Постановщица почти не изменила основной сюжет, добавив лишь пару крайне любопытных деталей. Во-первых, у Агнес есть парень — местный конюх Изак (Мальте Гордингер), с которым девушка занимается сексом. Эмили Блихфельдт могла бы представить Золушку как пустышку-красавицу, которая получает все лишь благодаря внешности, но вместо этого создала реалистичный образ — и сексуальность стала его важной частью. Агнес обворожительна, потому что естественна во всем, поэтому неудивительно, что она не стесняется утех на сеновале. Сцена секса девушки с конюхом, которую случайно подглядывает Эльвира, занимает центральное место, потому что подчеркивает, насколько разные две героини: пока одна искренне наслаждается жизнью, другая все еще верит в сказки и не понимает, как устроен мир. Во вселенной «Гадкой сестры» всем правят мужчины — они смотрят на женщин как на сексуальный трофей, готовый на все ради внимания и денег. Поэтому пугает не столько физическое преображение Эльвиры, сколько ментальное: как наивная, милая героиня начинает разрушать саму себя, встраиваясь в машину ненависти.

Во-вторых, в картине большое внимание уделяется младшей сестре Эльвиры Альме. Девушка слишком молода для бала, а потому оказывается сторонней наблюдательницей (как зритель в кинотеатре) всех событий. Она не осуждает и не отказывается от безумных матери и сестры, а старается им как-то помочь. Если в «Субстанции» Корали Фаржа любви не было, и все второстепенные персонажи были отвратительны, то в «Гадкой сестре» Альма — луч света в темном королевстве. 

С помощью одного лишь персонажа Альмы режиссер Эмили Блихфельдт выстраивает в «Гадкой сестре» внутренний диалог о том, какую роль может принять женщина в патриархальном мире. При благоприятных обстоятельствах она может пользоваться всеми привилегиями (путь Агнес), подстраиваться под стандарты красоты и «правильного» поведения (путь Ребекки и Эльвиры) или же выбрать иной путь — жить в стороне от мизогинного общества, как это делает Альма. При этом особенно важно, что Альма не показана высокомерной или отстраненной: она не считает себя лучше других, а ясно осознает, что ее близкие стали жертвами несправедливой системы распределения власти и богатства.

Если в «Субстанции» кого-то могла оттолкнуть резкая эмоциональность и гнев, то в «Гадкой сестре» зрителя, напротив, может привлечь спокойствие, рассудительность и гуманизм. В столь, казалось бы, простой и знакомой интерпретации «Золушки» Блихфельдт удалось показать множество тонких нюансов — доказывая, как многое зависит от того, на чем именно ставится акцент при рассказе хорошо известной истории.