«Персона», 1966

Режиссер Ингмар Бергман

Кадр из фильма «Персона»
Фото: AB Svensk Filmindustri
Кадр из фильма «Персона»

Камерный черно-белый фильм. По сюжету известная актриса Элизабет (Лив Ульман) теряет способность говорить прямо во время спектакля. Девушка обращается к психиатру (Маргарета Крок), но и та не может назвать причину произошедшего. Врач уверена, что ее пациентка психически совершенно здорова, и предлагает ей отдохнуть на природе.

Элизабет следует совету доктора и едет на море вместе со своей сиделкой Альмой (Биби Андерссон). Альма пытается вывести свою собеседницу из странного состояния и рассказывает истории из жизни, которые долгие годы держала в тайне. 

В психологической драме «Персона» раскрывается одна из важнейших проблем современного мира — «одиночество в толпе». Это когда, несмотря на отсутствие проблем в жизни, человек ощущает бессмысленность своего существования. «Бергман создал, пожалуй, один из самых мастерских своих фильмов как технически, так и по замыслу, но в то же время и один из самых сложных», — писали о картине критики в журнале Variety. Фильмом вдохновлялись многие режиссеры, например Роберт Олтмен и Дэвид Линч.

«Тельма и Луиза», 1991

Режиссер Ридли Скотт

Кадр из фильма «Тельма и Луиза»
Фото: Pathé Entertainment
Кадр из фильма «Тельма и Луиза»

Картина, снятая в жанре роуд-муви, вышла на экраны в 1991 году. В центре сюжета — история двух подруг Тельмы и Луизы. Женщины настолько разочаровались в жизни, что решаются на отчаянный шаг — бросить мужей и уехать из маленького американского городка в поисках лучшей жизни. В пути бежавшие приятельницы совершают несколько преступлений, в том числе и убийство. Все, что остается подругам, — любыми путями добраться до Мексики и не попасться полицейским. 

Роли преступниц в фильме достались актрисам Сюзан Сарандон и Джине Дэвис, которых за игру номинировали на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Саундтрек к картине написал известный композитор Ханс Циммер. 

«8 женщин», 2002

Режиссер Франсуа Озон

Кадр из фильма «8 женщин»
Фото: Canal+
Кадр из фильма «8 женщин»

В канун Рождества дом отца семейства Марселя переполнен женщинами: там встречаются теща (Даниэль Дарье), жена (Катрин Денев), свояченица (Изабель Юппер), две служанки (Фирмин Ришар и Эммануэль Беар) и приехавшие к родным дочь (Людивинн Санье) и падчерица (Виржини Ледуайен). Безудержное веселье омрачается внезапной смертью хозяина дома. В этот момент в гости к брату неожиданно приезжает сестра Марселя (Фанни Ардан) и сообщает, приехала на праздник по звонку от незнакомки. В этот момент каждая из присутствующих понимает, что убийца находится в доме и сбежать не мог: из-за сильной метели по дорогам невозможно проехать.

Комедия Франсуа Озона снята на основе одноименной пьесы Робера Тома 1958 года. На Берлинском кинофестивале она получила приз «Серебряный медведь» за актерский ансамбль.

«Играй как Бекхэм», 2002

Режиссер Гуриндер Чадха

Кадр из фильма «Играй как Бекхэм»
Фото: Future Films
Кадр из фильма «Играй как Бекхэм»

Семейное кино 2000-х годов — один из главных символов современной ностальгии. В главной роли феминистского фильма снялась тогда еще восходящая звезда Кира Найтли — она там начинающая футболистка. Ее героиня Джулс знакомится с британкой индийского происхождения Джесс (Парминдер К. Награ) и предлагает ей вступить в любительскую женскую команду. Девочки вместе стремятся осуществить мечту стать звездами футбола, зная, что им придется бороться не только с мизогинией, но и расизмом.

26 декабря 2010 года отредактированную версию картины «Играй как Бекхэм» показали на северокорейском государственном телевидении. Показ приурочили к 10-летию деловых отношений между КНДР и Соединенным Королевством. Посол Великобритании в Южной Корее Martin Uden писал в соцсетях, что картина стала первым  созданным на Западе фильмом, который когда-либо транслировался в Северной Корее. Телеверсия картины была на восемь минут короче, но какие именно сцены убрали, не сообщалось.

«Все умрут, а я останусь», 2008

Режиссер Валерия Гай Германика

Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»
Фото: «Профит»
Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»

Девятиклассницы Катя (Полина Филоненко), Вика (Ольга Шувалова) и Жанна (Агния Кузнецова) — лучшие подруги, мысли которых заняты типичными подростковыми проблемами. Родители их не понимают, учителя достают, а самые крутые мальчики уже с кем-то встречаются. После очередной выходки родители сажают Катю под домашний арест, а девочки решают идти на школьную вечеринку без нее. Во время дискотеки происходит череда трагедий, делящих жизнь троицы на «до» и «после».

Откровенная картина «Все умрут, а я останусь» — полнометражный дебют Гай Германики — стала резонансным событием российского кино 2000-х. Фильм снимали «с руки», то есть практически без стабилизирующего камеру оборудования. Это оценили на Каннском кинофестивале, где картина получила второй по значимости приз «Золотая камера».

«Последнее слово», 2017

Режиссер Марк Пеллингтон

Кадр из фильма «Последнее слово»
Фото: Black Bear Pictures
Кадр из фильма «Последнее слово»

Комедийная драма Марка Пеллингтона «Последнее слово» с Амандой Сейфрид и Ширли Маклейн в главных ролях. Лента рассказывает о бизнес-леди Гарриет, которая любит держать все под контролем, начиная от стрижки и заканчивая собственными похоронами. 

Еще при жизни женщина хочет написать о себе хороший некролог и нанимает для этого журналистку Энн Шерман. Но в ходе работы та узнает, что в жизни предпринимательницы нет ни одного человека, который мог бы сказать о ней что-то хорошее. Вместе женщины пытаются создать положительный образ Гарриет и становятся хорошими приятельницами. Со временем дружба трансформируется в глубокую привязанность, меняющую жизни обеих героинь. 

«Книжный клуб», 2018

Режиссер Билл Холдерман

Кадр из фильма «Книжный клуб»
Фото: Apartment Story
Кадр из фильма «Книжный клуб»

В течение сорока лет четыре подруги вместе посещали книжный клуб и обсуждали понравившиеся книги. После прочтения современного романа «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс приятельницы решили заново взглянуть на свое прошлое. Дайан (Дайан Китон) пытается пережить потерю супруга, бизнесвумен Вивиан (Джейн Фонда) встречает давнего возлюбленного, Шерон (Кэндис Берген) решает вновь ходить на свидания спустя 18 лет уединения, а Кэрол (Мэри Стинберджен) хочет вернуть в отношения угасшую искру. Маленькие неудачи поджидают женщин на каждом шагу, но сдаваться они не собираются. Вместо этого они переходят к следующим частям книги, пытаясь понять, как решить свои проблемы.

Подготовила Ирина Филиппова