Кто получит главные награды на премии «Оскар-2024». Профеминистская драма соревнуется с байопиком об изобретателе атомной бомбы, а драма об уборщике туалетов — со страшной сказкой о концлагере Освенцим
Лучший фильм
Должен победить — «Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос
Скорее всего победит — «Бедные несчастные», реж. Йоргос Лантимос
По номинантам «Оскара» последних трех лет можно судить, как сильно расширились рамки премии. В 2021-м награда отошла тихой мелодраме «Земля кочевников», в 2022-м — аутсайдеру «CODA: Ребенок глухих родителей», а в 2023-м — выстроенному по законам супергеройского кино экшену «Всё везде и сразу».
В этом году «Оскар» предоставил голосующим большой выбор: в линейке номинантов столкнулись коммерческие блокбастеры («Барби» и «Оппенгеймер») с семейными драмами («Прошлые жизни» и «Анатомия падения»). Но золотую статуэтку хочется отдать серединному варианту.
«Бедные-несчастные» — наиболее эффектный и масштабный фильм грека Йоргоса Лантимоса («Лобстер»), который привык выворачивать человека наизнанку. В этот раз его героиня Белла — Франкенштейн на новый манер, женщина, которую воскресили после суицида, пересадив ей в голову мозг еще живого младенца. Она ищет свой путь в жизни и логичным образом приходит к эмансипации и феминизму.
Вневременная история борьбы личности за свободу ведется в декорациях альтернативной середины XX века, где радость научных открытий не была потушена Второй мировой войной, а нефть не заменила уголь. Дополнительный вес «Бедным-несчастным» прибавляет то, что Йоргос Лантимос справился с будто изжившей себя романной структурой (картина, подобно книге, делится на главы) классического сюжета взросления, где комическое всегда сталкивается с трагедийным, а добро побеждает зло.
Лучшая женская роль
Должна победить — Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)
Скорее всего победит — Лили Гладстоун («Убийцы цветочной луны»)
То, насколько сильно политико-социальные лозунги влияют на «Оскар», зрители увидели после движения #OscarsSoWhite 2015 года — в том году в большинстве категорий были только «белые» люди. С тех пор комитет старается, и в основные категории стабильно попадает кино «небелых» людей.
Случай прошлого года особо показателен: в интернете была развернута большая пиар-кампания за Мишель Йео, сыгравшую главную роль в хите «Всё везде и сразу». Ее победу назвали исторически важной, так как ранее актрисы из Азии не получали «Оскар» за главную женскую роль.
С Лили Гладстоун ситуация похожая — она первая коренная американка, получившая номинацию в категории «Главная женская роль» на «Оскар», в то время как ее конкурентка Эмма Стоун — «белая» женщина, ранее уже награжденная за работу в «Ла-Ла Ленде» (2016).
Актерские задачи у артисток находятся на совершенно разном уровне, как и их позиции в картинах. Героиня Гладстоун почти все время на втором плане (на первом — герой Леонардо Ди Каприо), часто сидит и молчит в кадре, много играет глазами и мимикой. Фильм «Бедные-несчастные» полностью построен на перфомансе Эммы Стоун. Перед Стоун стояла задача изобразить внешне обычного человека, чья психика за считаные месяца развивается от детской до взрослой, и ей это мастерски удалось.
Будет интересно наблюдать за финальным решением, кто получит «Оскар»: политически корректный кандидат или более заслуживающий.
Лучшая мужская роль
Должен победить — Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»)
Скорее всего победит — Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»)
В этой категории нет номинанта, вокруг которого была развернута специальная кампания о победе во имя исправления несправедливостей истории. Кроме Киллиана Мерфи на награду претендует один тяжеловес — Брэдли Купер, снявший байопик о Леонарде Бернстайне «Маэстро» и сыгравший главную роль.
Разница между «Оппенгеймером» и «Маэстро» — в авторском подходе режиссеров к созданию персонажей: в первом случае Роберт — обычный человек, осознающий последствия изобретения атомной бомбы; во втором Леонард Бернстайн — посредственный композитор и дирижер, считающий себя гением.
У обоих персонажей есть второстепенные любовные линии про измены женам, но только герой Мерфи наделен сложной внутренней линией этической борьбы, конфликта между долгом и указом совести. Поэтому артисту при всей экспрессивности роли нужно было оттенять эмоции, заземлять актерскую игру, чтобы зритель увидел в Роберте Оппенгеймере не «сверхчеловека» (как бы того ни добивался сам Кристофер Нолан), а слабого мужчину, который предал свои принципы и потерял внутренний ориентир.
Лучший режиссер
Должен победить — Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»)
Скорее всего победит — Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)
Та номинация, где вместе встретились победители двух важнейших кинофестивалей (от Канн — Жюстин Трие с «Анатомией падения» и от Венеции — Йоргос Лантимос с «Бедными-несчастными»), один из отцов Нового Голливуда Мартин Скорсезе с «Убийцами цветочной луны», экспериментатор Джонатан Глейзер с «Зоной интересов» и любимчик публики Кристофер Нолан с «Оппенгеймером».
Наиболее сложная режиссерская задача стояла перед Лантимосом: ему нужно было органично показать выдуманный мир стимпанка и визуальным решением передать психологическую трансформацию героини, уравновесить комедийные элементы с драматическими.
Работа Нолана более классическая, а «Оскар» любит костюмные драмы с историями о жизни замечательных людей. Поэтому перед комитетом будет стоять выбор между инновациями или традицией — если вспомнить средний возраст голосующих на премии (на момент 2020 года — 50 лет), то решение отдать награду Кристоферу Нолану будет логичным.
Лучший анимационный фильм
Должен победить — «Мальчик и птица», реж. Хаяо Миядзаки
Скорее всего победит — «Мальчик и птица», реж. Хаяо Миядзаки
У опуса Хаяо Миядзаки есть только один (о провале Pixar «Элементарно» лучше не вспоминать) близкий по популярности соперник — кинокомикс «Человек-паук: Паутина вселенных» от гигантов индустрии Sony и Marvel. К счастью, премия «Оскар» не жалует супергеройское кино, игнорируя его почти всегда в основных категориях. По уровню режиссуры с «Мальчиком и птицей» может посоревноваться только «Мечты робота», победившие во второстепенном конкурсе главного мирового фестиваля анимационного кино в Анси. Режиссеру Пабло Берхеру в фильме без диалогов удалось достичь драмы уровня «Ла-Ла Ленда» (2016) Дэмьена Шазелла, но его кино, как бы мастерским оно ни было, скорее всего, затеряется во время голосования среди номинантов-тяжеловесов.
Лучший фильм на иностранном языке
Должен победить — «Идеальные дни», реж. Вим Вендерс
Скорее всего победит — «Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер
Так как в этой категории нет «Анатомии падения» Жюстин Трие, которой одновременно повезло и не повезло попасть в основную десятку, самые высокие шансы будут у Джонатана Глейзера с его фильмом о жизни семьи коменданта концлагеря Освенцим. Для оскаровского комитета важно не только известное имя, но и тема — Глейзер выбивает обе цели. Хотя его картина и уступает победителю 2016 года «Сын Саула» Ласло Немеша, также снявшего кино о буднях концентрационного лагеря, второй кандидат на награду — классик мирового кино Вим Вендерс с его «Идеальными днями». Вендерс снял очень симпатичную мелодраму об уборщике туалетов, редкое по уровню деликатности и красоте кино, но у «Зоны интересов», еще одной важной ленты о банальности и повседневности зла, голос громче и ярче.