
Папа римский, утонченный психопат, хладнокровный убийца и циничный интриган: самые яркие персонажи Джона Малковича
«Опасные связи»/ Dangerous Liaisons (1988)
Персонаж: циничный и зловещий интриган Виконт де Вальмон, способный искалечить чужие жизни, чтобы только потешить собственное самолюбие и развлечься. Вместе с маркизой де Мертей (Гленн Клоуз) Вальмон пытается придумать, как совратить юную Сесиль Воланж (Ума Турман), невесту своего врага. Разработка зловещего плана не мешает Вальмону, явно способному делать несколько дел одновременно, влюбиться в мадам де Турвель (Мишель Пфайффер). Применяя всю свою хитрость, он пытается завоевать ее, что совершенно не устраивает маркизу.

Первая большая, прорывная кинороль Малковича, во многом определившая его амплуа на десятилетия вперед. Экранизация популярного одноименного романа Шодерло де Лакло может похвастаться по-настоящему мощным актерским составом, но именно Малкович крадет все шоу. Роль чувственного злодея-интеллектуала позволила актеру развернуться в полную силу и продемонстрировать зашкаливающий уровень харизмы и обаяния.
Эта работа принесла Малковичу не только популярность и любовь широкого зрителя, но и признание критиков и коллег по цеху. Именно благодаря ей актер вскоре получил роли у таких грандов, как Бернардо Бертолуччи («Под покровом небес», 1990) и Вуди Аллен («Тени и туман», 1992). На съемках у Малковича случился роман с Мишель Пфайффер, что разрушило его многолетний брак с актрисой Гленн Хидли.
Спустя четыре года актер повторил свою роль специально для клипа Энни Леннокс «Walking on Broken Glass», где его партнером стал Хью Лори.
«О мышах и людях»/ Of Mice and Men (1992)
Персонаж: Ленни Смолл, умственно отсталый сезонный рабочий, путешествующий в поисках работы по Америке периода Великой депрессии в компании со своим другом, молчаливым молодым человеком Джорджем Мильтоном (Гэри Синиз).

Экранизация знаменитой одноименной повести Джона Стейнбека — это режиссерский дебют актера Гэри Синиза (лейтенант Дэн Тейлор из «Форреста Гампа»). Малкович и Синиз играли те же самые роли в постановке чикагского театра «Степной волк» (Steppenwolf Theatre Company) еще в начале 1980-х. Именно Синиз способствовал взлету театральной карьеры Малковича, порекомендовав его в труппу «Степного волка» в середине 1970-х. Перенести произведение Стейнбека на большой экран со школьных лет было заветной мечтой Синиза, большого фаната повести.
Роль в «О мышах и людях» стоит немного особняком в ранней фильмографии Малковича, который с самого начала кинокарьеры специализировался на злодеях всех мастей. Ленни — взрослый с разумом ребенка и силой быка, обожает все пушистое, добрейший человек, мухи не обидит, но порой может не рассчитать силы. По задумке Стейнбека он олицетворяет простой народ, который не осознает своей силы. Малкович опять перетягивает все внимание зрителей на своего персонажа, с легкостью затмевая блестящий каст фильма, который, среди прочих, включает Шерилин Фенн из «Твин Пикса». Добродушный слабоумный Ленни в его исполнении вот уже тридцать лет гарантированно разбивает зрительские сердца на мелкие кусочки.
«На линии огня»/ In the Line of Fire (1993)
Персонаж: Митч Лири, слетевший с катушек бывший агент ЦРУ, задумавший убить президента США. На службе специальностью Лири было устранение неугодных людей, поэтому он запросто может смастерить пистолет из композитных материалов, который невозможно обнаружить металлоискателем. Но одержимому, озлобившемуся на всю государственную систему психопату мало просто совершить убийство, ему нравится методично издеваться над пожилым телохранителем президента (Клинт Иствуд), страдающим посттравматическим синдромом — когда-то тот не смог защитить Джона Кеннеди. Изобретательный злодей с садистским удовольствием изматывает старого служаку, вынуждая его уволиться.

Малкович — актер, который переиграл весь классический драматический репертуар и вообще может сыграть что угодно, но лучше всего ему удаются злодеи, от которых у зрителей бегут мурашки и волосы встают дыбом. Лири в исполнении Малковича — это один из немногих кинозлодеев, которые могут дать фору Ганнибалу Лектеру.
Готовясь к роли наемного убийцы-психопата, Малкович больше месяца прожил в полном уединении, чтобы лучше ощутить одиночество, которое испытывал его герой. Актер не выходил из дома и не отвечал на звонки по телефону. Он настолько вжился в роль хладнокровного злодея, что порой на съемочной площадке не обходилось без перегибов. В одной из сцен «На линии огня» Лири убивает банковского служащего с подружкой, свернув им шеи, но Малковичу этого показалось мало, и он предложил убить в кадре их собаку. «Джон, но это уже перебор», — осадил разгорячившегося актера режиссер Вольфганг Петерсон. За эту свою работу Малкович был номинирован на «Оскар».
«Воздушная тюрьма»/ Con Air (1997)
Персонаж: Сайрус Гриссом по кличке Сирус-Вирус, высокоинтеллектуальный преступник-рецидивист, разработавший план побега заключенных тюрьмы, где содержатся особо опасные преступники, представляющие угрозу национальной или международной безопасности.

В комедии «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» герой Саймона Пегга, излишне язвительный и энергичный британский блогер, убеждает присутствующих на голливудской вечеринке, что «Воздушная тюрьма» — редкий пример идеального фильма: «Там есть все. Джон Малкович — для актерской игры, Никки Кейдж — для боевика, Стив Бушеми — для комедии и Джон Кьюсак — для геев. Это как шведский стол». С первым утверждением трудно не согласиться. Даже в боевике, удостоенном «Золотой малины», Малковичу удается не просто сохранить лицо, а создать первоклассный злодейский образ, харизме которого просто невозможно сопротивляться.
Криминальный гений Сирус-Вирус по праву занимает центральное место в галерее злодеев Малковича: сцену, в которой он угрожает пистолетом плюшевому зайчику, просто так из головы не выкинешь. Массовый зритель помнит Малковича во многом благодаря этой роли. Хотя сам актер работу над фильмом вспоминает с содроганием: сценарий во время съемок менялся практически каждый день, и актер понятия не имел, каким в итоге окажется его персонаж.
«Быть Джоном Малковичем»/ Being John Malkovich (1999)
Персонаж: Джон Малкович, сатирическая версия настоящего Джона Малковича.

К концу 1990-х Малкович дорос до роли себя любимого. В абсурдистской комедии бывшего клипмейкера Спайка Джонза он играет самого себя — точнее, гипертрофированную версию Джона Малковича — то, как его представляют зрители или преподносят в масс-медиа. По сюжету главный герой — кукольник-неудачник (Джон Кьюсак) находит возможность на некоторое время попасть в разум актера Джона Малковича, а со временем учится там задерживаться. Это, понятное дело, сводит с ума самого Джона Малковича, который начинает замечать значительные провалы в памяти. По словам актера, его герой в «Быть Джоном Малковичем» — это исключительно вымышленный персонаж, а единственным аутентичным элементом созданного им на экране образа является его личный гардероб.
Экспериментальный сценарий Чарли Кауфмана гулял по голливудским студиям с 1994 года, но никто не хотел браться за столь рискованный проект. Кауфману даже предлагали переделать его в нечто более коммерческое вроде «Быть Томом Крузом», намекая на недостаточную популярность Малковича. Однако сценариста привлекала именно фигура Малковича как одного из самых загадочных актеров Америки. Более того, Кауфман даже не побоялся обыграть сам факт непопулярности Малковича. В одной из сцен герой, побывав в разуме Малковича, пытается объяснить жене, кто это такой. «Кто такой Малкович? Где он снимался?» — спрашивает она его. На что растерянный кукольник бормочет: «Ну, он известный актер, снимался во многих фильмах, например… в фильме “про ограбление”».
Кауфман много раз пытался связаться с Малковичем по поводу его участия в фильме, но каждый раз натыкался на отказ. По его воспоминаниям, представители актера принимали его за одержимого сталкера. Малкович в конце концов отважился на участие в причудливом проекте и не прогадал. Фильм приобрел культовый статус, спровоцировав целую новую волну в авторском кино 2000-х, и сделал Джонза и Кауфмана новыми суперзвездами умного, но коммерчески успешного кино. После выхода фильма имя Джона Малковича стало чуть ли не нарицательным. Во многом благодаря сцене из подсознания Малковича, в которой десятки персонажей с лицом Малковича разговаривают исключительно с помощью одного слова — фамилии «Малкович», произнесенной с разными интонациями.
«Игра Рипли»/ Ripley's Game (2002)
Персонаж: Том Рипли, герой цикла романов Патриции Хайсмит и ряда экранизаций. Интеллигентный психопат с изысканными манерами.

Джон Малкович никак не мог пройти мимо такой видной злодейской фигуры, как Том Рипли, который занимает далеко не последнее место в мировом топе вымышленных утонченных антигероев. Удивительным образом Патриции Хайсмит удалось создать образ хладнокровного убийцы, которому трудно не симпатизировать и не сочувствовать. Сама писательница характеризовала своего самого известного персонажа как учтивого и покладистого, но крайне аморального мошенника-виртуоза и серийного убийцу с пристрастием к искусству. Рипли легко располагает к себе и втирается в доверие, но, как и Ганнибал Лектер, терпеть не может людей с плохими манерами и плохим вкусом.
За несколько лет до того, как Малкович взялся за роль Рипли, в конце 1990-х на мировых экранах с успехом прошла экранизация первого романа серии «Талантливый мистер Рипли» с Мэттом Дэймоном в главной роли. В 1960-х Рипли играл Ален Делон, в 1970-х — Деннис Хоппер. Фильмы о Рипли снимали Рене Клеман, Вим Вендерс, Энтони Мингелла. Так что неудивительно, что в начале 2000-х популярный антигерой привлек внимание ветерана итальянского авторского кино — Лилианы Кавани («Ночной портье», «Франциск» с молодым Микки Рурком).
В «Игре Рипли» герой предстает довольным буржуа, живущим рутинной жизнью в Италии — итальянка Кавани перенесла место действия романа из Франции к себе на родину. Большую часть времени он занимается своим садом, рисует картины и учит иностранные языки. Источником его доходов являются деньги убитого им в первой части Ричарда Гринлифа, а также собственная художественная галерея и средства, полученные от богатого отца его жены. Но однажды на очередном светском пикнике он слышит нелестные отзывы в свой адрес, и его внутренний социопат-манипулятор, уютно дремавший все это время, вновь дает о себе знать. Думается, ни у кого не может возникнуть даже малейшего сомнения в том, что роль психопата с изысканными манерами была просто создана для Джона Малковича. Примечательно, что режиссером приблизительно трети фильма стал сам Малкович, завершивший съемки в отсутствие Кавани, удалившейся из проекта из-за финансовых затруднений. «Игра Рипли» стала неофициальным режиссерским дебютом актера.
В прошлогоднем сериале Netflix «Рипли» Малкович появился в камео мутного арт-дилера, и это не только привет фильму 2002 года, но и задел на будущее — вдруг сериал продлят, а во второй книге Рипли как раз начинает заниматься арт-дилерством.
«После прочтения сжечь»/ Burn After Reading (2008)
Персонаж: Осборн Кокс по кличке Оззи, вспыльчивый и постоянно сквернословящий агент ЦРУ, которого из-за излишнего пристрастия к алкоголю увольняют с поста начальника Балканского направления ЦРУ. Пытаясь преодолеть кризис, Оззи берется за мемуары, содержащие в том числе и секретную информацию. Диск с этими данными совершенно неожиданным образом оказывается в руках недалеких сотрудников тренажерного зала (Брэд Питт и Фрэнсис Макдорманд), которые решают шантажировать бывшего агента. В результате начинается такая заваруха, какая только в фильмах братьев Коэнов и бывает.

За свою насыщенную карьеру Малкович снялся у многих больших режиссеров — Бернардо Бертолуччи, Стивена Спилберга, Роланда Жоффе, Джейн Кэмпион, Люка Бессона, но его совместная работа с братьями Коэнами — это пример идеального союза. Специалист по самоиронии Малкович просто обязан был когда-нибудь сыграть у мастеров по обличению человеческих слабостей и глупостей. Актер неподражаем в роли обиженного на жизнь црушника-алкоголика, который вспыхивает как спичка из-за любой мелочи и считает себя единственным нормальным человеком посреди «стада идиотов».
В абсурдистской сатире Коэнов Малкович вновь с ходу уделывает весь первоклассный каст. «Голливудские знаменитости вроде Джорджа Клуни и Брэда Питта, без сомнения, заманят в кинотеатры большинство зрителей, — писал в год выхода “После прочтения” рецензент Entertainment Weekly. — Но именно герой Малковича украдет их сердца и станет причиной дружного смеха в зале».
«Бархатная бензопила»/ Velvet Buzzsaw (2019)
Персонаж: Пирс, медленно спивающийся известный художник, уставший от претенциозного мира совриска.

Вполне коэновский персонаж у Малковича и в этом сатирическом хорроре, высмеивающем нравы, царящие в мире современного искусства. Актер играет уставшего от жизни, разочаровавшегося во всем и всех выгоревшего художника, который даже не пытается скрыть, что люди с их мелкими страстями его дико раздражают. Герой Малковича переполнен вселенской печалью и бесконечно сыплет циничными фразами вроде «у меня нулевая толерантность к чуши» и «зря я решил бросить пить».
«Не перевариваю бодрых и веселых», — лениво бросает он излишне энергичному молодому арт-дилеру, который пытается стать его представителем и принимает пакеты с мусором в студии художника за его новую инсталляцию. В результате герой возвращает себе вдохновение, уехав подальше от людей, чтобы рисовать палкой на песке в черте морского прибоя.
Новый Папа (The New Pope) (2020)
Персонаж: сэр Джон Брэннокс, новоизбранный папа римский Иоанн Павел III, пришедший на смену впавшему в кому понтифику Пию XIII в исполнении Джуда Лоу из сериала «Молодой папа».

Финал сериала Паоло Соррентино «Молодой папа» (2016) оставил многих зрителей в замешательстве: главный герой — папа римский Пий XIII (Джуд Лоу) — прямо во время выступления перед верующими упал без чувств на балконе собора Святого Марка. Умер он или нет, стало ясно только в продолжении — мини-сериале «Новый папа», который Соррентино снял три года спустя. Выяснилось, что Пий XIII впал в кому, так что кардиналам в срочном порядке пришлось искать ему замену. Занять его место предлагают сэру Джону Брэнноксу — эксцентричному и эстетствующему британскому аристократу, автору религиозного бестселлера «Золотая середина», который пользуется большой популярностью у католических прихожан. Его-то и играет Джон Малкович, и это еще один яркий пример персонажа, который идеально подходит к публичному образу, сложившемуся у Малковича за десятилетия карьеры: загадочный, ироничный, умудренный опытом, расслабленный, невозмутимый, обходительный и где-то порой снисходительный.
Умеренный во взглядах Брэннокс очень удобен Ватикану, особенно после радикально консервативных выходок его предшественника, возомнившего себя чуть ли не святым. Кардиналы считают, что его философия срединного пути поможет восстановить порядок в Ватикане. Брэннокс поначалу сомневается, но в итоге, руководствуясь только ему известными мотивами, соглашается и берет имя Иоанн Павел III. В первых же эпизодах он произносит перед кардиналами речь о силе слабости, настаивая на том, что нежность предпочтительнее страсти, и Церкви следует научиться правильно любить. А в последующих сериях, пользуясь служебным положением, принимает в Ватикане Мэрилина Мэнсона и Шэрон Стоун.
Автор: Роман Дранников