«АРТ Москва 2025»
«АРТ Москва 2025» Фото здесь и далее: Мария Хавторина

Золото и его альтернативы

25 апреля на ярмарке классического, современного и ювелирного искусства «АРТ Москва» «Сноб» провел дискуссию, посвященную трендам современной ювелирной индустрии, арт-коллаборациям и персонализированному подходу. Во время обсуждения эксперты отметили, что рост стоимости золота за последний год составил 40%. В этих условиях вынужденной тенденцией становятся эксперименты с материалами и, как следствие, разнообразие последних в люксовом сегменте. Поэтому золото больше не металл-монополист на рынке роскошных драгоценностей. Как рассказала Наталия Архангельская, ювелиры по всему миру ищут новые решения, используют алюминиевые сплавы, титан, бронзу и даже пластик. Елизавета Борзунова поддержала коллегу. Она отметила, что поиск материалов связан еще и с тем, что есть спрос на крупные изделия — такие украшения более выигрышно смотрятся в соцсетях, а это важно для потребителя в век интернета и визуальных наслаждений. А золото 750-й пробы (в нем содержится не менее 75% чистого золота, поэтому его принято относить к премиум-классу) попросту не подходит для экспериментов с некоторыми вставками. 

Индивидуальность в симбиозе с трендами

Как считает Людмила Белоусова, в последние десятилетия тренды ювелирных украшений представляют собой скорее следование базовой линии и оммаж классике. Все же родоначальниками тех или иных решений становятся бренды с большой историей. В качестве одного из примеров эксперт вспомнила украшения Cartier из коллекции Tutti Frutti. Культовые изделия родились в результате поездки Жака Картье в Индию, где он вдохновился национальными мотивами. Впоследствии дизайнер Шарль Жако соединил их со стилистикой ар-деко. Для европейской аудитории цветовые решения оказались революционными, а ювелиры-конкуренты подхватили моду на инновационную по тем временам линейку Cartier. 

Кадровые боли

Всякое сотрудничество подразумевает, что у обеих сторон договора есть свои интересы и ожидания от совместного проекта, которые нужно юридически зафиксировать «на берегу». Проблема в том, что юристов, специализирующихся на коллаборациях в креативной и люксовой среде, в России нет, отмечает Наталия Журавель. Партнеры не оправдывают ожиданий, возложенных друг на друга. Как следствие, коллаборации недостаточно результативны. Другой пробел — отсутствие культуры страхования предметов роскоши и ювелирных коллекций среди российских потребителей люкса. Поскольку нет спроса, предложений мало. Один-два банка, которые могут предоставить такие услуги, работают по завышенным тарифам — это почти монополия. В среде надеются, что консалтинг, уже сформировавшийся на ювелирном рынке, возьмет на себя задачу воспитать нужных специалистов в юридическом и банковском направлениях.  

Место под ювелирным солнцем 

По словам Елизаветы Борзуновой, такое явление, как «локальный люкс», захватывает ювелирные рынки по всему миру. Например, на свадьбе наследников богатейших людей мира, Ананта Амбани и Радхики Мерчант, молодожены и их семьи дополнили свои наряды изделиями индийских ювелирных брендов, а не зарубежных. А в России, с учетом ухода крупных игроков, еще с 2022 года освободилось «место под солнцем». Платежеспособная аудитория на российском рынке начинает осознавать, что некоторые отечественные бренды, пусть они моложе Cartier или Bvlgari, тоже могут предложить клиенту высокий стандарт качества и персонализированный подход. Эксперты сошлись во мнении, что сегодня — золотое время для локальных брендов. Это шанс закрепиться, создать имя и наработать клиентскую базу, пока не вернулись зарубежные игроки и рынок не стал еще теснее. 

Автор: Катерина Алабина