Разговор на равных. О фильме «Монтессори: Воспитание любовью»
Одним абзацем
Для того чтобы снять фильм о ксенофобском отношении общества к людям с особыми потребностями, надо иметь много мужества — его в себе нашла дебютантка Леа Тодоров. В байопике «Монтессори: Воспитание любовью» временная дистанция позволяет показать то, как сейчас многие люди реагируют на детей с синдромом Дауна, расстройством аутического спектра и других людей с особыми потребностями. Вместо наивного и смешливого действа Леа Тодоров предлагает зрителю проследить путь матери ребенка с аутизмом — как она привыкает к «странностям» ребенка и принимает его таким, какой он есть. Неидеальная главная героиня — это важный шаг навстречу искренности в теме, вокруг которой существует так много предрассудков и мифов.
Подробно
1900 год. Имя Лили д’Аланжи (Лейла Бехти) известно всем в Париже: она модница и кокетка, пользующаяся покровительством богатых холостяков. Бурная светская жизнь помогает красавице забыть о большой тайне: в пригороде живет ее «глупая» дочка Тина (Рафаэль Сонневилль-Каби), которая не может ни нормально говорить с людьми, ни учиться в школе. За девочкой присматривает бабушка, которая вскоре погибает, а потому ответственность за ребенка ложится на Лили. Чтобы спасти репутацию, женщина уезжает с Тиной в Рим, где получает новости об уникальной клинике, которая занимается «отсталыми» детьми. Лили готова избавиться от дочери, только в заведении ее встречает не медсестра, а энтузиастка, преподавательница и ученая Мария Монтессори (Жасмин Тринка) и быстро объясняет, что мест в их школе-пансионате нет, но Тину можно приводить на общие занятия. Лили соглашается — так начинается ее путь к принятию своего ребенка.
Французская дебютантка Леа Тодоров взялась за очень сложную тему репрезентации людей с особыми потребностями. Обычно истории о детях с синдромом Дауна или с расстройством аутистического спектра обернуты в яркую оболочку и продают лучезарную, милую историю. Таков случай итальянской ленты «Мой брат — супергерой!» (2019), предлагающей наивную семейную комедию, где медицинский диагноз скрывается за словами «особенный» и «суперсила». Режиссеры идут на использование метафор и слащавой интонации, чтобы привлечь к фильму широкую аудиторию и любым способом убедить посмотреть кино о «не таких» людях. Байопик Тодоров «Монтессори: Воспитание любовью» благодаря исторической дистанции делает возможным не только честный диалог со зрителем, но и жесткую критику современного общества, привыкшего закрывать глаза на ксенофобию.
Когда Лили после долгого расставания встречает Тину, то даже не может на нее смотреть и врет людям, что это ее племянница. В начале фильма операторская работа отражает чувства героини, и камера также избегает крупных или общих планов девочки, но потом не боится снимать ее в полный рост и превращает в одну из важных участниц действа.
Картина «Монтессори: Воспитание любовью» включает зрителя в разговор о принятии людей с ограниченными возможностями здоровья и работает прежде всего со взглядом, ставит смотрящего на позицию Лили, которая стыдится и себя, и ребенка. Леа Тодоров не стала приукрашивать постыдные факты прошлого, поэтому не только главная героиня, но и доктора описывают состояние детей максимально некорректными для нашего времени терминами. Дети в школе Марии Монтессори далеко не сразу справляются с простыми задачами, но постепенно учатся и делают математические вычисления, пишут слова и отвечают на вопросы. Их социальная эволюция важна, потому что показана с точки зрения Лили. Женщина очень долго привыкает к поведению Тины, и режиссер на ее примере объясняет, что это нормально: люди не идеальны и могут исправиться. Благодаря взрослому взгляду на типичное поведение человека картина «Монтессори: Воспитание любовью» добивается просветительской цели кино, к которой стремятся десятки «добрых и светлых» фильмов и не достигают желаемого.
Параллельно с сюжетной линией отношений Лили и ее дочери разворачивается второстепенная, но не менее ценная феминистическая линия. Так, Мария Монтессори работает безвозмездно и постоянно прибегает к помощи коллеги Джузеппе (Раффаэле Эспозито). Тот вместо изобретательницы методики сам представляет ее открытия миру — консилиуму, состоящему из мужчин-ученых и бюрократов. То, как женщины XX века, а на деле — века XXI, должны были играть по мизогинным правилам общества, в фильме абсолютно рифмуется с темой ненависти к людям с особыми потребностями. Лили показывает Марии, что надо уметь себя подать в свете: правильно одеться, накраситься и улыбнуться — тогда откроются многие двери и возможности.
Сюжет «Монтессори: Воспитание любовью» на множестве примеров демонстрирует, как сильно социальным группам, обладающим меньшей властью, приходится подстраиваться ради большинства и изменять свою натуру ради уступок чужому вкусу. В процессе редактуры личность может потерять свои лучшие качества, а в случае с человеком важнее всего ведь именно его уникальное видение. Режиссер Леа Тодоров через историю Марии Монтессори пытается донести: если бы ученая сама не была матерью, то не придумала бы эффективный и этичный метод воспитания, о котором мужчины задумались бы вряд ли просто из-за отсутствия необходимого опыта.