
Страдающие отцы, токсичные отходы и капуста: самые любопытные фильмы «Сандэнса»
«Омаха»/ Omaha
Режиссер Коул Уэбли
Программа U.S. Dramatic Competition

Однажды утром отец (Джон Магаро) будит своих детей, маленьких Эллу и Чарли, и говорит, что они отправляются в путешествие. Вместе с золотистым ретривером по кличке Макс они забираются в старую разбитую машину (она заводится, только если ее хорошенько подтолкнуть) и отправляются в путь. Лишь намного позже дети смогут добиться от отца, куда они едут, — в город Омаха, штат Небраска. Зачем они туда едут, отец им не говорит. Но иногда становится очень серьезным и крепко обнимает детей.
Российские критики шутили, что на каждом «Сандэнсе» обязательно есть такой фильм, как «Омаха» — про переживающую кризис (напрямую этого не скажут, но очевидно, что жена главного героя недавно скончалась), оставшуюся без средств к существованию семью, которая отправляется в путешествие по Америке — и во время этого путешествия находит (или нет) способ, как жить дальше. В прошлом году таким фильмом была «Хорошенькая» Индии Дональдсон.
Несмотря на то что «Омаху» вряд ли кто-то назовет новым словом в жанре, в этом фильме все работает: запоминающаяся поездка на семейных сценах щиплет глаза, камере едва удается охватить широкие американские просторы, а концовка разобьет зрителям сердце. Едва ли фильм вызвал бы такой сильный эмоциональный отклик, если бы не замечательная роль Джона Магаро: он смог избежать клише и сыграть, вероятно, самого грустного персонажа на «Сандэнсе» в этом году — запутавшегося, загнанного в угол, но нежного и любящего своих детей отца.
«Мидлтаун»/Middletown
Режиссеры Джесси Мосс и Аманда Макбейн
Программа Премьеры

Еще один фильм с топонимом в названии. «Мидлтаун» — небольшой городок неподалеку от Нью-Йорка, о котором в самом Нью-Йорке никто не слышал. Все подростки в Мидлтауне мечтают поскорее вырасти и уехать из него. Но однажды в конце 90-х в местной старшей школе появляется новый учитель Фред Айзекс, а вместе с ним и новый предмет — «электронный английский». По сути, это кружок тележурналистики — с подачи Айзекса в школе оборудуют телестудию, и вот уже старшеклассники снимают репортажи, музыкальные клипы и записывают ток-шоу. Они рассказывают о местных чирлидершах и спортивной команде, но затем находят действительно важную тему — на обочине города разрастается гигантская свалка, которая отравляет жизнь тем, кто живет рядом с ней. Школьники начинают свое расследование, результатом которого становится фильм «Мусор, гангстеры и жадность» (Garbage, Gangsters, and Greed).
На «Сандэнсе» традиционно много дебютов, и большинство имен режиссеров мало что говорят зрителям (из-за чего выбрать фильм из программы бывает довольно сложно). Но «Мидлтаун» — исключение: его сняли Джесси Мосс и Аманда Макбейн, создатели одного из главных хитов «Сандэнса», документальной дилогии Boys State и Girls State («Молодые политики» и «Девушки-политики»).
Сначала кажется, что «Мидлтаун» — это такие «Темные воды» с пониженными ставками: тут расследование ведут старшеклассники с нелепыми громоздкими камерами, и масштаб бедствия (как и резонанс, который вызвало их расследование) поменьше. Но на самом деле «Мидлтаун» в большей степени — это «Общество мертвых поэтов», рассказ о харизматичном, ярком учителе, который сильно повлиял на своих учеников. Айзекс, как рассказывают его бывшие ученики, научил их не только снимать, но и отстаивать свои права и бороться за правду — и это самый вдохновляющий и мотивирующий вид кино.
«Жаркое из капусты и картофеля»/ Bubble & Squeak
Режиссер Ивэн Твохи
Программа U.S. Dramatic Competition

Американцы Деклан (Химеш Патель) и Делорес (Сара Голдберг) приезжают на медовый месяц в маленькую страну где-то на Балканах. Но уже в аэропорту их задерживает полиция и сообщает, что один из самых строгих запретов в этой стране касается капусты: во время войны местные жители были вынуждены питаться только ей, из-за чего целые семьи совершали массовые самоубийства. Теперь тем, кто попытается контрабандой ввезти капусту в страну, грозит публичная казнь. Для Делорес это не просто рассказ о странном местном обычае — в штанах у нее спрятаны (что довольно очевидно) несколько кочанов. Чтобы избежать наказания, молодожены отправляются в бега.
Пересказ сюжета «Жаркое из капусты и картофеля» может навести на мысль, что это типичный «сандэнсовский» фильм — необычный концепт, который вызывает у зрителей недоумение. На самом деле, это очень зрительское кино, комедия не про капусту (хотя в фильме очень много шуток про нее), а про отношения героев. Во время медового месяца Деклан и Делорес понимают, что они очень разные: она мечтает заняться скалолазанием и покорить Эверест, он рассуждает, что после возвращения нужно поменять систему полива лужайки перед домом. Пожалуй, режиссер и сценарист фильма Ивэн Твохи даже слишком сильно напирает на различия между ними, из-за чего персонажи выглядят откровенно карикатурными, да и заподозрить между ними какие-то сильные чувства сложно.
«Жаркое из капусты и картофеля» — добрый брат-близнец «Бескрайнего бассейна» Брэндона Кроненберга, премьера которого прошла тоже на «Сандэнсе» два года назад. Там молодая пара, приехавшая на отдых в экзотическую страну, сталкивалась с ужасными местными обычаями. Герои «Жаркого из капусты и картофеля» с похожими испытаниями справляются достойнее, а сам фильм вызывает не приступ тошноты, а аппетит — и даже, возможно, желание попробовать блюдо из названия. В «Жарком из капусты и картофеля» несколько звездных камео — в них появляются Стивен Ян, Мэтт Берри из «Чем мы заняты в тени» и Дэйв Франко в шкуре медведя, что, в общем-то, дает самое лучшее представление о чувстве юмора режиссера фильма.
«Хал и Харпер»/ Hal&Harper
Режиссер Купер Рэфф
Программа Episodic

На «Сандэнсе» показывают не только фильмы, но и сериалы, и, пожалуй, главная сериальная премьера в этом году — «Хал и Харпер» Купера Рэффа, режиссера фильма «В ритме ча-ча-ча». Хал (Рэфф) и Харпер (Лили Рейнхарт) — брат и сестра, которые и повзрослев сохранили очень близкие отношения. Хал периодически ночует у сестры, а Харпер первой рассказывает брату о проблемах в отношениях. Их объединяют не только переживания в настоящем, но и сложные отношения с отцом (Марк Руффало), который воспитывал их один после смерти матери.
Возможно, кому-то «Хал и Харпер» покажется очередной хипстерской мелодрамой про благополучных белых людей. Но все герои этого сериала с такой любовью и нежностью относятся друг к другу, что сам его просмотр становится своего рода терапией. Периодически герои погружаются в детские воспоминания, где их играют те же актеры, что и во взрослом возрасте. Еще одна причина посмотреть сериал — замечательная роль Марка Руффало (кажется, отец-одиночка, который поднимает детей, — сквозная тема «Сандэнса» в этом году).
Автор: Катя Загвоздкина