«Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство»
Надежда Адамович, Наталья Серегина («МИФ»)

Забавное и живое исследование интимной, сакральной Руси двумя этнографами — Натальей Серегиной и Надеждой Адамович. Изучив документы и литературные памятники, авторы написали доступный путеводитель по быту и традициям Древней Руси: чем жили славяне, с кем гуляли, как проводили свободное время и что понимали под словом «любовь». Спойлер: признаваться в любви у наших предков было не принято. Зато было принято много всего другого — неожиданного и необычного. Из «Интимной Руси» можно узнать, как в древности занимались ворожбой, вступали в интимные отношения, сватались и соблазняли.

«Киноспекуляции»
Квентин Тарантино (Individuum)

Квентина Тарантино как автора многие полюбили и оценили после его дебютного романа «Однажды в Голливуде». В своей новой работе режиссер обращается к документальному жанру и рассказывает о киноиндустрии и фильмах, которые на него повлияли. Он приоткрывает дверь, ведущую за кулисы, и остроумно комментирует работы своих предшественников, попутно любуясь миром на экране и в реальной жизни. Получилось очень занятно — практически книжный стендап. 

«Путешествие в Элевсин»
Виктор Пелевин («Эксмо»)

Двадцатый роман Виктора Олеговича ждут практически все. Пожалуй, это главная новинка осени, о которой нельзя не сказать. Каким будет произведение и что на этот раз станет предметом рефлексии автора, до последнего держится в тайне. Книга появится в продаже 29 сентября в 20:23 во всех книжных страны и эксклюзивно у нас в «Литрес» в формате розничной цифровой покупки. Судя по издательской аннотации, в этом году нас ждет рассказ о восстании машин, происках Искусственного Интеллекта и великой битве ИИ и человечества. 

«Пустые поезда 2022 года»
Дмитрий Данилов («Редакция Елены Шубиной»)

После успеха антиутопии «Саша, привет!», ставшей лауреатом литературных премий «Ясная Поляна» и «Книга года», Дмитрий Данилов решил обратиться к документальной прозе. Сборник «Пустые поезда» посвящен ушедшей из жизни маме писателя и наполнен поэтичными размышлениями о времени и окружающем мире. Данилов приглашает читателей в долгий путь — от Бологого, Москвы, Тулы до Осташкова, Петербурга, Углича. Писатель наблюдает за людьми, фиксирует ощущения, делится мыслями, воспоминаниями и ассоциациями. Все в «Пустых поездах» пронизано тихой грустью, всё кажется эфемерным, хрупким и очаровательным. Если бы Николай Лесков уже не использовал название «Очарованный странник», я бы обязательно порекомендовала Дмитрию Данилову дать книге именно его.

«Все закончится, а ты нет»
Ольга Примаченко («Эксмо»)

Имя Ольги Примаченко, автора бестселлера «К себе нежно», знакомо всем книголюбам, даже тем, кто не жалует нон-фикшен. Новая работа белорусской писательницы, как и предыдущая, рассказывает о бережном отношении к себе. Ольга выступает главным современным утешителем и предлагает опереться на ее плечо в самые сложные времена. Она подробно рассказывает о том, как помочь нервной системе, пережить горе, преодолеть кризис и сохранить себя.

«Зоопарк на краю света»
Ма Боюн (Livebook)

Новая работа китайского писателя Ма Боюна — одна из самых ожидаемых новинок года. Необычный текст, по издательскому заверению, представляющий собой «сочетание магического реализма в духе “Жизни Пи” Янна Мартела и историко-приключенческого романа». По сюжету действие происходит после смерти великой императрицы, которая держала при дворе частный зоопарк. Когда владелицы не стало, животные оказались никому не нужными, на грани гибели. Их решил спасти главный герой — проповедник по имени Морган Кэрроуэй. Он забирает зверей и пускается с ними в удивительное путешествие в небезопасный Чифэн.

«Тысячеликая героиня: Женский архетип в мифологии и литературе»
Мария Татар («Альпина Паблишер»)

Своеобразный ответ Джозефу Кэмпбеллу и его бестселлеру «Тысячеликий герой». Цель Марии Татар — показать, что женщины в литературном и мифологическом контексте тоже могут быть вполне себе самостоятельными героинями, а не только приложением к мужчине и прекрасными дамами. Интересны размышления автора о том, что в теории Кэмпбелла роль женщины сводилась к культу плодородия и смерти — и ни к чему иному. Мария Татар решила написать свою работу и рассмотреть старые нарративы и новые тенденции сквозь призму фемповестки. Книгу можно рекомендовать всем женщинам, мечтающим выйти на авансцену собственной жизни и перестать скрываться в тени сомнительных героев.