«Подписные издания», Санкт-Петербург

Фото: «Подписные издания»

Совладелец «Подписных изданий» Михаил Иванов унаследовал  книжный от своей бабушки и сделал его достопримечательностью Санкт-Петербурга. Двухэтажный магазин стал примером того, что такой бизнес может развиваться и становиться центром притяжения с особой атмосферой, ради которой люди специально приезжают из других городов. Секрет такого успеха — не только в хороших книгах, но и тщательном подборе команды единомышленников. «Наши сотрудники стали центром того сообщества, которое постепенно формировалось в магазине», — рассказал Михаил.Думая над развитием магазина, он с коллегами пришел к выводу, что нужно мотивировать покупателей проводить больше времени в магазине. Так, помимо красивых интерьеров, в «Подписных» появились несколько кафе и пекарня, а на втором этаже стали устраивать разного формата мероприятия — от презентаций книг до концертов. Михаилу важно, чтобы посетители уходили с хорошим настроением, даже если ничего не купят.

Работа с аудиторией магазина активно ведется и в социальных сетях — авторский стиль фотографий угадывается даже в огромном потоке контента. Однако команда пытается выйти за рамки привычного пиара и привлечь новых людей в свое комьюнити: «Мы находим более массовые каналы коммуникации, делаем коллаборации с мировыми брендами, крупными инфлюенсерами, не связанными напрямую с культурной сферой, но транслируем через эти каналы те же ценности».

Большим шагом для магазина стала своя издательская программа. Начиналась она осторожно — с коллабораций с другими институциями, затем переросла в масштабный проект по переводу и выпуску забытых шедевров иностранной классики совместно с «Яндекс Книгами». Помимо этого, издательство расширяет количество самостоятельных новинок, например, публикует знаковых авторов XX и XXI века: Лорри Мур, Наталию Гинзбург, Сьюзен Таубес, Аллена Гинзберга. В ассортименте, конечно, есть и серия про Санкт-Петербург — среди самых заметных новинок и переизданий «Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского и «Осторожно, отмыто» Ксении Сидориной. Сегодня у «Подписных изданий» большой издательский план, обеспечивающий регулярное пополнение портфеля, а уже вышедшие книги месяцами держатся в топе независимых книжных по всей стране.

«Чарли», Краснодар

Фото: «Чарли»

Основательница краснодарского «Чарли» Анна Кадикова признается, что магазин стал площадкой для ее наблюдений за городским сообществом, когда она вернулась из Петербурга. «Со многими читателями мы дружим с первых лет работы, делаем совместные проекты и доверяем друг другу просто потому, что когда-то мы провели несколько часов в диалоге о текстах», — рассказала она «Снобу». На этапе создания магазина однородного портрета своего покупателя Анна не представляла. Сегодня команда «Чарли» работает, учитывая интерес к внутреннему туризму и местным сообществам. Анна наблюдает, как ее гости следят за работой издательств, открывают для себя новых авторов, обсуждают с ней прочитанные книги и последние городские мероприятия: «Это все — чудо соучастия, сочувствия и общности».

Изначально Анна хотела продавать в магазине то, чего не было на полках у других краснодарских книжных и на маркетплейсах. Однако в августе прошлого года в «Чарли» произошел пожар, после чего концепцию магазина пришлось пересмотреть. «После финального фестиваля в сентябре у нас осталось несколько коробок букинистики из личных библиотек, часть нашего фонда и полки — теперь это основа нашего ассортимента, где селекция проходит в ограниченных возможностях», — объяснила основательница книжного. По ее словам, сейчас команда не формирует у читателей какие-либо ожидания относительно того, что будет на полках, а просто работает в свободном формате.

Работа с читательским сообществом является ежедневной рутиной. Интересно, что аудитория магазина не ограничивается Краснодарским краем — книги отправляются как в Усть-Лабинск, так и на Кипр, поэтому, помимо онлайн-коммуникации, важна и грамотная логистика.Магазин часто становится местом знакомства туристов с городом. Анна старается создать дружелюбную площадку для встречи людей и медиа с местной культурной средой. «Тренд на локальную идентичность в регионах очень плотный — на литературу, связанную с мифологией, искусством и историей места, мы получаем мощнейший отклик», — отмечает она. Из взаимодействия «Чарли» с краснодарскими издательствами и культурными институциями выросли проекты сохранения купеческого образа города, кураторские акварельные выставки и двухдневные краеведческие фестивали, где люди, продолжавшие движение разных городских культур, рассказывали о своих наработках — и объясняли, почему они все еще здесь, а не в Москве или Петербурге.

«Кузебай», Ижевск

Фото: «Кузебай»

Ижевский «Кузебай» создавался на базе другой культурной институции, а не как самостоятельный книжный. Аудитория местного Центра драматургии и режиссуры и стала ядром магазина. «Когда случился переезд и обособление проекта, мы огляделись на новом месте и поняли, что аудитория заметно сместилась в сторону детей и родителей, теперь у нас есть отличная широкая подборка детских книг и регулярный детский книжный клуб», — рассказывает основатель лавки Герман Суслов.

Внимание команды привлекает удмуртская культура, и, хоть ассортимент книжного небольшой, желание популяризовать ее не исчезает. Помимо продажи книг, «Кузебай» их еще и издает: «Медленно, но верно осваиваются писателями и исследователями удмуртские классики, случаются переводы, эксперименты, прорывы с помощью местных айтишников и нейросетей — все вкупе дает прирост уникальных книг». Просветительские усилия не напрасны, считает Суслов. Распространяя книги об удмуртской культуре как в Ижевске, так и на ярмарках в других городах, команда магазина часто слышит о том, как их земляки с гордостью рассказывают про родной город.

«Бакен», Красноярск

Фото: «Бакен»

По мнению основательницы книжного «Бакен» Ангелины Остащенко, обозначить аудиторию независимого книжного невозможно. «Когда мы открывались, то ориентировались в первую очередь на себя, свои предпочтения и вкусы и надеялись, что они, возможно, совпадут с ожиданиями наших посетителей, но понимали, что это лишь начало, потому что сообщество формирует себя само», — считает она.Желание поделиться собственным читательским опытом привело к тому, что на полках стоят книги, которые практически невозможно найти в сетевой рознице, а каждый покупатель может оформить себе подписку, по которой будет ежемесячно получать книги с рекомендательным письмом.

Краеведческие книги о Красноярске и Сибири в магазине спрашивают часто, несмотря на то что издают их немного. Кроме того, «Бакен» активно поддерживает локальных художников. На полках можно найти открытки и сумки: «В последние годы современное сибирское искусство начинает все больше заявлять о себе — и это очень круто: там есть на что посмотреть, и чаще всего это работы высочайшего уровня».

«Все свободны», Санкт-Петербург

Фото: Рома Соколов / Маша Рахманинова / официальная группа книжного магазина «Все свободны» в социальной сети «ВКонтакте»

Главная черта независимых книжных — уникальность каждого, считает соосновательница магазина «Все свободны» Любовь Беляцкая. Попытка найти единомышленников во время создания магазина привела к тому, что сегодня собралось целое комьюнити интеллектуалов, доверяющих выбору команды. Создатели подчеркивают, что их аудитория — люди, которых не интересует массовая литература и которые хотят разбираться в хороших книгах. Также в магазин часто приходят специалисты гуманитарных сфер, которым важно оставаться в курсе новинок и актуальных трудов.

Сообщество команда поддерживает не только онлайн — «Все свободны» регулярно устраивает мероприятия, например, в Блумсдэй проводит чтения «Улисса» Джеймса Джойса в дружественных заведениях и у коллег по книжному миру. «Поэтому наше книжное комьюнити — это люди, которые понимают и приветствуют идею уникальных атмосферных книжных как своеобразной точки отсчета для городских сообществ», — отмечает Любовь.

Тема локальности действительно важна для основателей магазина — причем как в разрезе концепции и сообщества, так и при выборе книг. Несмотря на популярность городских мифов, команда не перестает с ними работать. Депрессивная атмосфера города и репутация «культурной столицы» диктуют выбор соответствующей литературы: гости часто приходят найти какую-нибудь «хтонь» или серьезные интеллектуальные труды.

Тем не менее работу с региональной тематикой лучше всего удалось воплотить в издательской программе магазина: путеводитель по кладбищам Антона Секисова «Зоны отдыха» месяцами держится в топах продаж многих независимых.

Jeanne Books, Грозный

Фото: Jeanne Books

Магазин Jeanne Books вырос из закрытого книжного клуба, образованного компанией грозненских интеллектуалов. Дженнет Умарова, основавшая магазин вместе с мужем Хусейном, много лет работала в библиотеке, затем — в сетевом книжном, после чего открылся сначала онлайн-, а затем и офлайн-магазин Jeanne Books. В делах супругам часто помогают друзья по клубу. «С самого начала работы книжного нам помогали друзья: кто-то работал над продвижением книг и нас самих, кто-то приходил поддержать работу с покупателями», — рассказала Дженнет.

Сейчас магазин задает книжные тренды всем читателям Чеченской Республики: «У нас не раз бывало так, что мы усиленно рекламировали понравившуюся книгу, а потом у нее быстро заканчивался тираж. Читатели доверяют нам и знают, что мы обращаем внимание только на лучшие книги». Покупатели Jeanne Books делятся по группам: например, есть ценители букинистики и оптовые закупщики. Букинистику Дженнет тщательно ищет у проверенных поставщиков, а потом выставляет на аукцион в группе — долго эти книги на полке никогда не стоят. Нередко книги покупаются под индивидуальный запрос — как для коллекционеров антиквариата, так и для любителей новых, но редких книг. Оптовые закупки совершают магазины поменьше, которым невыгодно работать с издательствами.

Интерес к чеченской культуре в магазине высокий. Помимо работы в Грозном, Jeanne Books часто выезжает на ярмарки в другие города: «Люди часто подходят, с интересом спрашивают книги о чеченской культуре и мифологии, книги про войну тоже регулярно берут. На последней ярмарке non/fiction весна мы думали, что большинство интересующихся будут люди из диаспоры, но многие были москвичами».

«Вторая культура», Калининград

Фото: «Вторая культура»

Константин Петрунин и Яна Лисовская считали, что в Калининграде не хватает культурных институций, особенно связанных с книгами. Так появилась «Вторая культура», в которой помимо художественной литературы и нон-фикшена можно найти альбомы с живописью и уличным искусством, а также локальный самиздат. Почти половина покупателей магазина — туристы, поэтому книги по краеведению пользуются большим спросом. При этом основная масса изданий отбирается методом исключения того, что может продаваться в сетевых магазинах: «Выискиваем самое интересное, от чего не поморщились бы и снобы. К счастью, есть много независимых небольших издательств, которые делают хорошие книжки», — объясняет свой принцип работы Константин.

Среди калининградцев, посещающих «Вторую культуру», уже образовалось свое комьюнити. Увеличивать местное сообщество помогают презентации книг и прочие мероприятия: «Людей интересуют книги, они объединяются, чтобы поделиться интересной находкой или послушать лекцию».

«Фаланстер», Москва

Борис Куприянов
Борис Куприянов Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

Независимый книжный маркетинговыми метриками оценивать нельзя, считает основатель московского «Фаланстера» Борис Куприянов. Легендарный магазин действительно выделяется на фоне даже себе подобных отсутствием иерархии среди сотрудников и рекламной стратегии — он создавался как коммуна, так что все учредители равны и работают ради общего блага. В ассортименте «Фаланстера» никогда не увидишь попсы, а в самом магазине нет полки с бестселлерами. Читатели приходят за разнообразными гуманитарными книгами и научными журналами — художественная литература пользуется гораздо меньшим спросом, хоть и представлена в большом количестве. «Во время создания магазина нас волновало не то, какая у нас будет аудитория, а то, как он будет устроен, что мы будем декларировать и формировать. Нам хотелось, чтобы в магазине происходил диалог идей», — рассказывает Куприянов.

Конкуренцию с сетевыми магазинами основатель «Фаланстера» не рассматривает как возможное явление: «Конкуренция мучает моих региональных коллег, к которым люди приходят в магазин посмотреть книгу, а потом заказывают ее на маркетплейсе. В Москве это неактуально».

На протяжении многих лет команда остается верной себе — на полках по-прежнему стоят книги философов и историков разных школ: от анархизма до постколониальной теории.

«Смена», Казань

Фото: «Смена»

Магазин «Смена» возник одновременно с одноименным Центром современной культуры. Сооснователь проекта Кирилл Маевский рассматривает книги как инструмент развития как институции, так и города в целом. Работа Центра происходит по нескольким направлениям: организация кино-, книжных и музыкальных фестивалей, создание образовательных программ, книгоиздание и другие проекты.

Книжный магазин — связующее звено, объединяющее всю аудиторию «Смены». У Центра есть свое микро-медиа «Рупор Смены» и еще множество других проектов, направленных на популяризацию собственного представления о развитии современной культуры. Учитывая их количество и разнонаправленность, выделить единый портрет сообщества магазина нельзя, подчеркивает Кирилл: «Это очень широкая аудитория, которая вмещает в себя и творческую молодежь, и академическую среду, и казанскую интеллигенцию, а также в последние годы — большой поток туристов, для которых визит в “Смену” — часть сценария посещения Казани».

Сегодня у «Смены» три постоянных магазина — в одноименном Центре современной культуры и в Национальной библиотеке Республики Татарстан, а также букинистический на улице Кави Наджми. Помимо этого, у команды есть летний сезонный корнер в парке Черное озеро.

В магазинах можно увидеть плакаты, посвященные книгам, а также необычную рубрикацию книг, которая регулярно обновляется: «Наши книги не расставлены по унифицированным стандартам. Для нас магазин — это медиа, поэтому каждая полка, каждая подборка книг должна общаться с читателем, что-то ему сообщать», — поясняет Кирилл.

Также «Смена» часто делает коллаборации как с крупными компаниями, как «Яндекс», Uber и «Самокат», так и с маленькими местными брендами.

Магазин — не единственный книжный проект «Смены». Центр активно открывает библиотеки в городах Татарстана. В прошлом году при поддержке благотворительного фонда «Татнефть» открылась библиотека в Альметьевске. Представленные там книги продолжают современный образ книгоиздания, который развивает «Смена» своими проектами. Маевский отметил, что проект городских библиотек в Альметьевске, открытых совместно со «Сменой», расширяется — в этом году планируется открыть еще четыре библиотеки.

Подготовила Адель Юсупова