Роман Шмараков «Каллиопа, дерево, Кориск»

Издательство «Альпина.Проза»

Роман-игра с простым и чрезвычайно готическим сюжетом. Двое образованных господ приходят в некий особняк, однако хозяин их не встречает. Зато его призрак — к их услугам! И теперь господа блуждают по бесконечным комнатам-лабиринтам, упражняются в остроумии и спасаются от оживших столовых приборов. Каких только сюрпризов не приготовил им странный особняк.

«Каллиопа» — стилистический аттракцион в духе Умберто Эко и «Пиранези» Сюзанны Кларк. Шмараков воспроизводит тяжеловесную, но поэтическую манеру классического готического романа и реконструирует мировоззрение его типичных героев-интеллигентов. Они с куда большим удовольствием соревнуются в придумывании речей к призракам, нежели бегают по особняку в духе «Скуби-Ду» и роются в чужих библиотеках.

Рита Хоффман «Загадочная история Аллана Уэйна»

Издательство МИФ

Молодой священник Аллан Уэйн прибывает в маленький городок и тут же сталкивается с необъяснимым. Сначала — таинственные убийства, потом — вампир, залезающий к нему в окно ночью. Вскоре Аллан узнаёт, что он — потомственный монстроборец. И одними молитвами дело теперь не ограничится.

«Загадочная история» — роман о принятии себя и покаянии — далеко не в религиозном смысле, — в красивой готической обёртке. А ещё это динамичное приключение с детективной линией, очень похожее на нео-готические видеоигры. Это, в целом, главная особенность текстов Хоффман — попытка воссоздать компьютерную игру в рамках литературы. Тут весь набор необходимых элементов: персонажи, по которым хочется рисовать фан-арты, плотная событийность и атмосферность. На выходе — этакий викторианский Silent Hill, но с юмором и нотками «Лиги выдающихся джентльменов».

Екатерина Звонцова «Письма к Безымянной»

Издательство Эксмо

Композитор Людвиг ван Бетховен писал письма к таинственной Безымянной — это не авторская выдумка, а реальный исторический факт. Кем она была? Неизвестно. Одни говорят — реальной девушкой, вторые — плодом воображения Людвига, третьи и вовсе настаивают на её мистическом происхождении. Схватившись за эту деталь, Звонцова создаёт биографический роман о жизни Бетховена.

Эта книга застыла где-то между готикой и романтизмом. С одной стороны, все элементы последнего здесь налицо: двоемирие, любовь сильнее смерти, тяга героя к потустороннему и трансцендентному, да ещё и противостояние обществу и его порядкам; бонусом — гиперфиксация на образе Наполеона. С другой же стороны, текст — Звонцова не просто так выбирает работать в жанре магического реализма, — полон гротескных готических сцен, видений и образов. Здесь нет ни старых замков, ни звенящих по каналам призраков. Зато есть другое — необъяснимое, веющее замогильным холодом нечто, преследующее Людвига до конца его дней.

Мария Руднева «Похоронное бюро “Хэйзел и Смит”. Египетский переполох»

Издательство «Эксмо»

Мистер Хэйзел и мистер Смит открыли лучшее похоронное бюро в Лондоне. И не потому, что оба они — гениальные предприниматели. Просто эти во всех смыслах викторианские господа умеют разговаривать с призраками. Работу такая способность сильно упрощает. Лондон же накрывает лихорадка египтомании — леди и джентльмены повально скупают саркофаги, создают тайные общества. И если бы это приносило только бизнес-проблемы! Увы, героям придётся расследовать таинственные убийства и спасти духи умерших, больше не способных попасть на тот свет.

Есть в готической литературе понятие «приятного ужаса» — когда всё потустороннее не пугает, а скорее веселит. Такой подход выбирает и Мария Руднева. Её роман — это сочетание остроумных шуток в духе Оскара Уайльда, закрученного сюжета, готических тропов и викторианской ажурности. Да и куда уйти от готики в истории о гнетущем одиночестве? Оно пострашнее любой египетской хтони и неуловимых убийц — постепенно отравляет и заставляет усомниться в смысле жизни «по эту сторону», зачем-то ища ответы «по ту».

Олег Постнов «Страх»

Издательство «Альпина.Проза»

В букинистической лавке русский эмигрант приобретает две странные рукописи, в которые проваливается вместе с читателем. Дальше разворачивается по-настоящему гоголевская, мрачная, местами гротескная и мистическая история любви. Разброс событий — от маленького украинского села до Москвы. Всё это — на такой тонкой грани с мистикой, что страх необъяснимого постепенно перерастает в одержимость.

Тема потустороннего ужаса, или, как замечают автор и читатели, той самой одержимости, в «Страхе» центральная. Текст постепенно наполняется мрачной и параноидальной атмосферой, лавкрафтовским туманом, сквозь который видны силуэты неизведанного, необъяснимого. «Страх» будто бы черпает многое в философии Кьеркегора. Постнов экспериментирует со стилистикой и использует двойную рамочную композицию: это не просто рассказ в рассказе. Есть герой-нарратор, а есть персонаж купленной им в букинистической лавке книги. В геометрической прогрессии нарастает саспенс, созданный с мастерством Хичкока, а вместе с ним — ощущение метафизического холода.

Автор: Денис Лукьянов