Борис Акимов и Наталья Водополова
Фото: социальные сети проекта #счастливые
Борис Акимов и Наталья Водополова

#счастливые

Ярославская область

Проект фермера и в прошлом журналиста Бориса Акимова. #счастливые создают в Ярославской области «сообщество деятельных местных жителей». Разброс активностей — от проведения новогодней ярмарки до строительства поля для игры в крокет. Проект существует уже больше трех лет. За последний год участники открыли школу для детей, находящихся на домашнем обучении, и запустили цифровое мобильное приложение для координации проектной работы и коммуникаций.

Борис-Акимов.jpg

Борис Акимов, основатель проекта

О проекте

#счастливые — это объединение деятельных людей Ярославской области: ремесленников, предпринимателей, репетиторов, художников, фермеров, сыроваров, программистов и так далее. Чтобы стать частью сообщества, нужно жить в этом районе и предлагать соседям какие-то товары или услуги. Цель проекта — сделать так, чтобы местные хотели пользоваться продуктами локальных производителей. Для этого мы проводим ярмарки, кооперируемся для совместной работы — открытия магазинов или ферм. Сейчас нас около 500 человек.

Мы также занимаемся восстановлением старинных домов в небольших городках, строительством дорог и создаем бизнес-инфраструктуру. Все делаем своими силами и на свои средства. Наш бюджет формируется из членских взносов участников, которые мы распределяем на реализацию проектов. Раз мы любим эти места, значит, сами должны нести ответственность за развитие территории.

Почему это важно?

Мы развиваем местную экономику, чтобы деньги оставались в регионе, чтобы здесь развивались местные магазины, а не большие сети. Смежная задача — делать региональный рынок товаров и услуг разнообразнее. Другая важная задача нашего сообщества — создание новых социальных связей. Люди, которые познакомились внутри нашего сообщества, открывают вместе новые кафе, магазины, фермы. Так находят единомышленников — это помогает расти вместе.

Цели на ближайший год

Сейчас в школе, которую мы открыли, обучают детей со 2-го по 9-й класс. Мы рассчитываем, что за ближайший год инициатива превратится в полноценный образовательный проект с классами от 1-го и до 11-го. Платформа должна трансформироваться из мобильного приложения в комплексную цифровую инфраструктуру, которая охватит множество аспектов жизни сообщества, включая систему коллективного принятия решений, коммуникации. Внутри появится возможность предлагать свои идеи, голосовать за отдельные проекты — и все это будет автоматизировано. А еще мы строим площадку для игры в крокет.

Валентина Горшкова  и Лидия Кравченко
Фото: социальные сети проекта «Партнерский материал»
Валентина Горшкова и Лидия Кравченко

«Партнерский материал»

Нижний Новгород

Авторы одноименного подкаста о книгах открыли первую в городе частную библиотеку. Книжный фонд для запуска собирали буквально через друзей — и в итоге забрали больше тысячи книг. Библиотека ориентируется на современную литературу и работает по абонементу: за 300 рублей в месяц можно брать сколько угодно книг. Проект существует год, но, по сути, набирает обороты именно сейчас.

лидия-кравченко.jpg

Лидия Кравченко, соосновательница проекта

О проекте

Библиотека выросла из нашего еженедельного подкаста о новинках книжной и киноиндустрии, которому этой осенью будет уже четыре года. Наши подруги из культурного центра «Терминал» предложили частично разделить их площадку. И мы решили сделать офлайн-библиотеку — место, которого не хватало нам самим. В нашей библиотеке очень мало классики — ее можно взять и в государственных учреждениях, мы не конкурируем с ними. Наш фонд — современные, актуальные книги, большую часть из которых мы подбираем сами, поэтому и называем свою библиотеку «кураторской».

В первую очередь мы стараемся закупать книги российских и зарубежных писательниц — нам важно, чтобы женских имен было не меньше, чем мужских. Кроме того, мы ориентируемся на книги, которые были отмечены литературными премиями. Ну и, конечно, закупаем актуальных российских авторов: Алексея Поляринова, Оксану Васякину, Веру Богданову, Владимира Сорокина, Евгению Некрасову, Марию Степанову.

Почему это важно?

Нам не нравятся разговоры в духе «молодежь не читает». Ничего подобного. Люди хотят читать, и для них важна современная литература. В этом контексте мы выполняем сразу несколько функций. Во-первых, помогаем ориентироваться в современной литературе. Во-вторых, даем возможность экономить деньги: новая книга может стоить 1000 рублей и больше, а наш абонемент на месяц— всего 300, и по нему можно взять неограниченное количество книг. И в-третьих, наша библиотека позволяет читать не в одиночестве, а заодно пообщаться с библиотекарями и другими читателями, посидеть в читальном зале, выпить кофе, полистать журналы, поработать здесь же.

Цели на ближайший год

Не хочется быть пессимистичной, но через год нам хотелось бы просто продолжить существовать. Многие из наших читателей уехали из России, другие из соображений экономии заморозили абонементы. При этом у нас все еще остается мощный состав постоянных читателей, и наша задача — сохранить их и приумножить. И конечно, через год хотелось бы удвоить наш книжный фонд: сейчас он насчитывает больше 2000 книг.

Зоя Радкевич
Фото: Александр Китаев
Зоя Радкевич

Пекарня Brød

Никель

В небольшом городке за полярным кругом, население которого 10 тысяч человек, весной 2022 года открылась невероятно красивая пекарня. Меньше чем за год она стала местом притяжения как для местных жителей, так и для гостей из Норвегии, граница с которой находится всего в паре десятков километров от Никеля. Пекут как традиционную русскую выпечку, так и хлеб по рецептам наших северных соседей.

зоя=.jpg

Зоя Радкевич, основательница кафе

О проекте

Наш проект — семейный. Мы делаем его вместе с моим папой и мужем. Сестра разрабатывала дизайн фасада и помещения пекарни. Мы продаем доступный и при этом качественный хлеб собственного приготовления, кондитерские продукты. Хотим дать Никелю что-то новое, развивать здесь культурную составляющую, разнообразить стиль местной жизни. Люди заходят к нам по дороге на работу за свежим кофе, только что испеченным круассаном или десертом.

От нашего поселка до границы с Норвегией всего 36 километров, поэтому мы изначально ориентировались в том числе и на иностранных покупателей: норвежцы часто приезжают к нам за покупками. Поэтому такое название — Brød, это в переводе с норвежского означает «хлеб». Также мы готовим норвежские сладости — булочки и вафли — и знакомим местных жителей с традициями других стран.

Почему это важно?

В нашем районе год назад закрылся единственный хлебозавод, и вся выпечка стала привозной. Теперь только наша пекарня предлагает жителям Никеля свежий хлеб. В Brød специально приезжают норвежцы, и это, как мне кажется, помогает укреплять связь между Никелем и Киркенесом — ближайшим к нам заграничным городом.

Цели на ближайший год

Мы хотим открыть кондитерский цех. В перспективе хотим запустить еще одну точку в соседнем городе Заполярном, а в далекой перспективе — еще одно заведение, в норвежском Киркенесе. Чтобы это случилось, надо просто заработать много денег. Помешать этому могут очередные ограничения на фоне пандемии, а также повышение цен из-за роста курса валют и сложностей в логистике.