Вадим Рутковский:
Запрещенные игры. 11 историй о столкновении кино с цензурой

+T -

Цензоры всегда пристально и пристрастно всматривались в кино. Список фильмов, пострадавших из-за политических убеждений, огромен – и в нем есть место и алмазам, и пеплу. Секс (а особенно секс и смерть) пугал охранителей чуть реже – зато среди картин, преодолевших тернистый путь к зрителю, сплошь шедевры. С удовольствием их вспоминаем

Поделиться:
Кадр из фильма «Любовь», 2015
Кадр из фильма «Любовь», 2015

Постельные сцены

История цензуры – скучная история. Претензии наделенных властью пуритан одинаковы до оскомины: конечно же, это аморальность, непристойность и кощунство, всё, что ставит под угрозу такую хрупкую, такую уязвимую общественную нравственность. В большинстве стран цензорам мешает конституция, гарантирующая свободу слова. Но так было далеко не всегда – даже в таком бастионе свободы, как США. Так в 1915 году Верховный суд подставил фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», заключив, что кино – коммерческая продукция и под закон о защите свободы слова не подпадает. На Гриффита нападали по политическим мотивам, эротику преследовал этический кодекс, придуманный республиканцем Уиллом Хейсом, бывшим главным почтмейстером страны, унылым типом и, по слухам, конченым извращенцем. Уже в 10-е годы XXI века о Хейсе вспомнил Владимир Путин – и вот он результат: вопреки все той же Конституции, отечественное кино лишилось права на мат, самую экспрессивную часть русского языка. До эротики законодатели пока не добрались – она, в общем, и без того никогда не доминировала в целомудренном русско-советском кино. И Валерии Гай Германике пришлось переозвучивать, но не переснимать свой шедевр «Да и да», и прокат эротического боевика «Саранча» прошел без помех. Только личной инициативой Владимира Мединского можно объяснить невыдачу прокатного удостоверения сколь порнографичной, столь и статуарно величественной «Любви» француза Гаспара Ноэ. Впрочем, и этот демарш не помешал прогрессивным кинотеатрам показать «Любовь» – как фестивальный фильм, которому «прокатка» не нужна. Но наш материал – не о чиновниках, а о кино, переживающем все гонения и всех гонителей.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

Все новости