Фото: Евгений Дюхакин
Фото: Евгений Дюхакин

Прав был Осип Мандельштам, утверждавший в поэтическом запале, что «всякий балет до известной степени – крепостной». Ты еще думаешь, что отвертишься, а уже идешь в балетный класс на репетиции спектакля, про который и не собирался писать. Ну вот завтра все отменю и останусь дома, думаешь ты, а сам полдня проводишь на фотосъемках. Потому что невозможно не прийти, если знаешь, что будут снимать Диану Вишневу или Ивана Васильева, Ольгу Смирнову или Владимира Варнаву. Почти на целый месяц Шоколадный лофт «Сноба» на «Красном Октябре» превратился в фотостудию Владимира Фридкеса и одновременно в репетиционный зал для самых ярких звезд российского балета. И не только российских. В один из воскресных дней к нам пожаловал легендарный французский хореограф Анжелен Прельжокаж, который снимал в Москве полнометражный художественный фильм «Полина» про юную русскую балерину. Мы даже успели устроить небольшую фотосессию с ним, исполнительницей  главной роли Настей Шевцовой и его женой, режиссером Валери Мюллер. «Сноб» стал первым изданием, получившим право рассказать об этом проекте. Но это еще не все! Поскольку мы давно обсуждали с Николаем Цискаридзе идею репортажа о сегодняшней жизни петербургской Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, я подумал, что лучшего повода у нас не предвидится. И вот уже мы с Колей несемся по длинным коридорам академии, а у нас на пути то и дело возникают невесомые силуэты в голубых юбочках. Они делают балетный книксен, лепечут: «Здравствуйте, Николай Максимович», – и растворяются в синих петербургских сумерках. Цискаридзе знает их всех по имени, строго интересуется оценками, в курсе их успехов и травм. Вообще, ни в одной своей роли на сцене Большого он не произвел на меня такого впечатления, как в роли ректора. Он живет этими детьми, он поглощен восстановлением исторического здания, он собственноручно развешивает старинные портреты в фойе и выбирает узоры для ковров в коридорах. Он тут и завхоз, и педагог, и надзиратель, и хранитель музейных легенд. Наверное, только так можно заниматься балетом. Более того, только так стоит жить! Самозабвенно, страстно, сверх всяких человеческих сил и сверх всякой житейской логики.

Именно так снимает Владимир Фридкес, изнуряя себя и всех вокруг своим стремлением к совершенству. Театральные артисты давно бы сломались и ушли, хлопнув дверью, но у танцовщиков другая выучка, другие нервы и совсем другая психология. Они знают, как важно довести каждое движение до финальной точки и как важно удержать равновесие в любой ситуации. Особенно когда на тебя направлен объектив фотокамеры.

И даже Владимир Викторович Васильев, которому поначалу совсем не понравилось то, что предлагал Фридкес, вдруг в считанные секунды собрался и двумя-тремя жестами разыграл драму такой глубины и мощи, что вся съемочная группа ахнула. Вот что значит великий артист! Ну что я буду рассказывать? Если захотите, можете легко в этом убедиться сами. >> Читать дальше

>> В начало

Фото: Константин Селиневич
Фото: Константин Селиневич

Что осталось за кадром

Владимир Фридкес

Классик отечественной глянцевой фотографии, он давно переключился на масштабные арт-проекты, которые делает вместе с группой АЕС. Даже термин существует для их работ – digital painting, изображение, основанное на живописной традиции, но выполненное средствами фотографии. Отчасти этот принцип был положен в основу новой серии портретов балетных артистов, которых Фридкес снимал в течение двух недель в Шоколадном лофте на «Красном Октябре». За кадром остались не случившаяся совместная фотография двух знаменитых балетных однофамильцев Владимира и Ивана Васильевых (обоих пришлось снимать по отдельности) и эпизод, когда попугай Арни чуть не склевал бриллианты из колье Bvlgari на шее Дианы Вишневой. >> Читать дальше

Фото: личный архив
Фото: личный архив

>> В начало 

Василий Арканов

Работа над литературным портретом известного хореографа Алексея Ратманского заняла у Василия Арканова почти семь лет. Причин для такого «долгостроя» было множество: занятость главного героя, переводческая и преподавательская деятельность самого Василия, постоянно меняющиеся планы редакции. Но в какой-то момент надо было сказать: «Сейчас или никогда». Тем более что международная репутация Ратманского за прошедшие годы еще больше укрепилась. Как вспоминает Василий, еще в январе 2010-го Джоан Акочелла, главный балетный критик Нью-Йорка, уверяла его, что Ратманский – это лучшее, что досталось Америке от России за последние двадцать лет. «Ну, положим, – подумал Арканов-младший, который не выносит преувеличений. А недавно поймал себя на мысли: – А ведь Джоан, похоже, была права». >> Читать дальше

Фото: Илья Питалев/Коммерсантъ
Фото: Илья Питалев/Коммерсантъ

>> В начало

Вадим Гаевский

С его книги «Дивертисмент», вышедшей в 1981 году, началась перестройка в советском балете. Правда, тираж книги был конфискован, редактор уволен, автор подвергнут жесточайшей критике и надолго отлучен от всех СМИ, но эхо «Дивертисмента» осталось в памяти надолго как победный звук трубы, предвещающий неизбежные перемены в искусстве и в жизни. Впрочем, театральную прозу Вадима Моисеевича меньше всего хочется сравнивать с духовой музыкой. Это почти всегда нежнейшее скрипичное соло. Не изменил своей привычке мастер и на этот раз, когда писал для «Сноба» свой триптих, посвященный трем московским балеринам – Екатерине Крысановой, Ольге Смирновой и Оксане Кардаш. >> Читать дальше

Фото: личный архив
Фото: личный архив

>> В начало

Галина Смоленская

Ровно год назад она отправилась в гости к старейшине отечественного театра, драматургу Леониду Зорину. Думала, что предстоит обычное интервью, а в результате получилась «пьеса-мемуар» на два голоса. Именно так сама Галина обозначила жанр своего очерка, который легко мог бы стать увлекательной книгой. А вот за рамками длинного разговора остался один вопрос, который мучает Галину до сих пор: как прошла ночь после собрания Союза писателей СССР в октябре 1958 года, на котором единогласно исключили Бориса Пастернака? «Я знала, что Зорин не голосовал. И все же расспрашивать об этом не смогла». >> Читать дальше

Фото: личный архив
Фото: личный архив

>> В начало 

Федор Дубшан

Наш новый автор из СПб окончил философский факультет Петербургского университета и пишет в основном об искусстве. По нашей просьбе он пообщался с хореографом Владимиром Варнавой и провел несколько дней в Академии балета им. А. Я. Вагановой, пытаясь угнаться за ее ректором. В результате получилось два текста, друг с другом не связанных, но при этом объединенных одной темой. Федор считает, что самым трудным было передать ощущение от Вагановского – непрерывность традиции. «На этой фабрике прекрасного двести с лишним лет подряд бесперебойно куются идеальные тела. Всё близко: вот личные вещи Кшесинской, а рядом занимаются две девочки – родные правнучки Матильды Феликсовны. Такая компрессия времени поражает больше всего».С