Арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова: Театр больше не заменяет собой свободную прессу или храм

Журнальный материал

13 мая спектаклем Франка Касторфа по платоновскому «Чевенгуру» откроется старейший в Европе театральный фестиваль Wiener Festwochen, его программным директором впервые в истории российского театра стала известный критик, главный редактор журнала «Театр» и арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова. «Сноб» поговорил с ней о фестивале и не только

3 мая 2016 8:13

Забрать себе

Эскиз к спектаклю «Солярис» Андрия Жолдака, мировая премьера которого состоится в рамках фестиваля 12 мая

Фото предоставлено пресс-службой

СМарина, в программе есть спектакли, ради которых надо ехать в Вену?

Мне сложно что-то рекомендовать. Как программному директору, мне важны были не отдельные спектакли, а фестивальный букет целиком. Но важно понимать и другое. Театральных шедевров сегодня вообще почти не существует – есть сложная, изменчивая и противоречивая театральная реальность, которая интересна сама по себе. И предметом изучения на фестивалях должна быть именно она. В принципе на Wiener Festwochen можно оказаться в любой момент – и все равно найти что-то интересное. Его программа состоит из приглашенных спектаклей и так называемых new creations – событий, спродюсированных фестивалем и впервые на нем показанных. В этом году их довольно много, в том числе «Солярис» Андрия Жолдака – международный проект украинского режиссера, живущего в Берлине, македонского театра из Скопье и латышского сценографа Моники Пормале. Степень личного участия в этих проектах программного директора разная. Скажем, Корнель Мундруцо и знаменитая датская создательница параллельных театральных миров Сигна Кёстлер работают абсолютно самостоятельно. А в случае с Жолдаком я курирую создание спектакля: Андрий выдвигает идеи, мы их обсуждаем, что-то корректируем, от чего-то отказываемся. С хорватским режиссером Оливером Фрличем мы «разминали тему» на самых первых  этапах, но потом он ушел в совершенно самостоятельное плавание – он покажет постановку «Наше насилие и ваше насилие» по роману Петера Вайса «Эстетика сопротивления». Так или иначе, я старалась, чтобы в Вене преобладали спектакли, которые развивают театральный язык, показывают его новые возможности. Во «Встрече» Саймона Макберни, скажем, мир, куда погружается зритель, создается звуками. Все сидят в наушниках, а на сцене стоит рассказчик – сам режиссер и рассказывает историю о путешествии в глубь джунглей Амазонки. Звуки в наушниках – от жужжания комаров до течения реки и реплик разных людей – рисуют в сознании самые невероятные картинки. И ты погружаешься в совершенно новую для себя реальность.

«Гора Олимп» (реж. Ян Фабр)

Фото: Виктор Баженов

СИ где же тут театр? 

Мне кажется, что суть театра состоит как раз в его способности быть разомкнутой структурой, проникать везде и присваивать себе смежные территории. Кино не может выйти за пределы экрана, литература – за пределы книги, а театр в принципе может все. Подъем российского театра нулевых годов связан именно с тем, что появилась уже не формальная возможность поехать, что-то увидеть в мире и главное – что-то привезти в Россию. Благодаря этому сформировалось новое поколение режиссеров, появилось множество театральных фестивалей – в Москве их сегодня едва ли не больше, чем, например, в Берлине, – изменился химический состав российского театра. И теперь нам есть что предъявить миру. Тот же театр Богомолова. В Вене будет показан «Идеальный муж». Будут еще «Три сестры» Тимофея Кулябина.

Материал доступен только участникам проекта «Сноб»

Оформить подписку

или

Войти
0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров