Re: Дышите спокойно: все сделано

Текст ~ Джон Дикерсон
+T -

Разобрать гараж и воспитать в детях щедрость – как внести эти задания в свой список дел? С мелкими делами можно научиться справляться, а масштабные замыслы наводят на нас ужас. Как победить страх перед большими задачами, используя систему getting things done.

Поделиться:
Ольга Погорелова
Ольга Погорелова

Многие люди, чтобы поднять себе настроение, любят повторять длинные пафосные фразы. Например: «В жизни важно не то, дышим мы или нет, а то, как часто у нас перехватывает дыхание». У меня же все выходило наоборот: я всю жизнь повторял несколько коротких предложений, которые неизменно вгоняли меня в депрессию. Я повторял мой список дел – мой to-do-лист.

Это преследует меня с детства. Кто-то – то ли мама, то ли школьный учитель – из лучших побуждений посоветовал мне написать список дел, а затем вычеркивать из него то, что я уже сделал. Все шло хорошо, пока в списке были такие дела, как «раскрасить картинку» или «поиграть в футбол». Вычеркивать выполненные задания было необычайно приятно. Но я рос, и список рос вместе со мной, пока не превратился в памятник несделанным делам.

Сначала я пытался усовершенствовать систему. Я записывал дела разными цветами в зависимости от их приоритета, но скоро цветов стало так много, что я запутался. Затем я решил перечеркивать сделанные дела двойной чертой, а не одинарной – как будто все мои проблемы возникали из-за того, что я не мог отличить выполненное от невыполненного.

Я пробовал вести список в календаре, в специальном блокноте, наносил его прямо на ладонь. Я даже сам себе писал напоминания по мейлу... Кончилось тем, что я сам себя заблокировал как спамера.

Наконец я обратился к опыту Дэвида Аллена, написавшего бестселлер Getting Things Done («Как разобраться с делами»), и его последователя Мерлина Манна, автора блога 43folders.com.

Начал я с того, что избавился от своего списка дел. В нем обнаружилось как минимум два недостатка: во-первых, очень много старых дел, во-вторых, явный перебор по части чересчур масштабных задач. Характерный пример: копаясь в ящиках в гараже и в очередной раз проклиная беспорядок, я наткнулся на свой блокнот 1995 года. Запись от 6 июня гласила: «Разобрать гараж». Но я имел в виду гараж еще в моем прежнем доме. Я переехал и перевез все спис­ки с собой. Старый гараж так и остался неубранным (пока я там жил), в новом тоже царил бардак.

Первый полезный совет – разбейте большие дела на несколько маленьких. Вот что пишет Манн: «Каждую задачу нужно представить в виде нескольких простых переходных глаголов». Теперь в моем списке значится: «вызвать службу утилизации старых ковров, купить коробку для бейсбольных карточек, купить крючки и развесить инструменты». Мне больше не нужно растерянно смотреть по сторонам и думать, с чего начать.

У меня был всего один список, и я записывал в него все свои дела. Например, я записал «заняться скалолазанием» сразу после «позвонить Роберту Гиббсу (пресс-секретарю Белого дома. – Прим. ред.) и договориться об эксклюзивном интервью с президентом Обамой». В зависимости от моего настроения одно из этих дел будет казаться мне неуместным.

Теперь у меня три списка. Первым идет «матерный список» – он появляется в десять часов утра в моем электронном календаре. Если я не успеваю сделать эти дела за день, я непристойно ругаюсь. Правила отбора очень жесткие. Если задачу можно отложить на потом, она не попадает в этот список.

Второй список – это то, что Манн называет «набедренным ежедневником», – несколько бумажных карточек, которые я ношу в заднем кармане брюк. На эти карточки я записываю все, что мне приходит в голову: фразу для статьи или то, что нам нужен новый обеденный стол.

Дэвид Аллен называет этот процесс «непрерывным сбором информации». Вы записываете свое соображение на карточку и можете спокойно вернуться к тому, что делали до того, как вас посетила очередная прекрасная идея. Конечно, все эти карточки бесполезны, если вы никогда их не систематизируете. Вечером или несколько раз в день я тщательно просматриваю и отбираю нужные карточки. Некоторые дела уходят в мой «матерный список», а на других я делаю разные пометы: имейл, телефонный звонок, задание на выходные, задание по дому. Если у меня есть свободное время, я выбираю какую-нибудь категорию и стараюсь сделать из нее максимум дел.

Наконец, у меня есть «список парашютиста» – это взгляд на мою жизнь с высоты птичьего полета. Здесь я пытаюсь представить большие задачи в виде нескольких маленьких дел. Например, в этом списке у меня вопросы: «Как научить своих детей быть щедрыми?» или «Нужно ли мне заменить фильтр в печке?» Этот список хранится в обычном вордовском файле, и я проверяю его раз в неделю, обычно по воскресеньям.

Работает ли моя система? Она не безупречна, но теперь я, по крайней мере, перестал ненавидеть свои списки. Я не всегда делаю то, о чем только что рассказал. В стопке карточек у меня есть одна, где написано «теннис». Ну и что это значит? Играть в теннис? Смотреть теннис? Написать про теннис? Без понятия. Еще – как бы хорошо я ни разбивал большое дело на несколько маленьких – их все равно приходится делать. Написать хороший план и хорошую статью – все-таки разные вещи.

Еще у меня лежит куча неразобранных карточек. Утешает то, что на этот раз они лежат в правильном месте. Теперь, когда я читаю или играю с детьми, мне больше не надо беспокоиться о том, что надо мной висит какое-то важное дело. Может быть, у меня и не захватывает дух от восторга, зато я могу дышать свободно.

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое