Кадр из фильма «Капитан Филлипс»
Кадр из фильма «Капитан Филлипс»

«Капитан Филлипс» был одним из самых ожидаемых мной фильмов года – при более чем спокойном отношении к Тому Хэнксу. Зато у режиссерского руля Пол Гринграсс, уникальный англичанин. Он способен на дотошную, документально точную (до паранойи) реконструкцию исторических событий – см. «Кровавое воскресенье» о резне, устроенной британскими солдатами в Северной Ирландии 30 января 1972-го, или «Потерянный рейс» о том, что происходило в последнем из самолетов, угнанных террористами 11 сентября 2001-го. Он превратил шпионскую франшизу про Джейсона Борна в почти абстрактное поэтическое высказывание об одиночестве и городах. Он владеет саспенсом и драйвом. «Капитан Филлипс» должен был стать идеальным, будто придуманным на небесах специально для Гринграсса фильмом. В основе – реальная история нападения сомалийских пиратов на американское судно MV Maersk Alabama, шедшее с гуманитарным грузом в Кению. Тогда, в апреле 2009-го, команда массивного контейнеровоза отбила атаку мелких тарахтящих моторок, но корсары успели захватить в заложники капитана Ричарда Филлипса. В результате он провел без малого неделю в плену, прежде чем был освобожден силами ВМФ США.

Дальше должна следовать фраза о том, что картина не оправдала ожиданий. Потому что это очень спокойный фильм – без фирменной гринграссовской экзальтации. Такой же будничный, как ординарная внешность Тома Хэнкса, такой же степенный, как Ричард Филлипс, немного грузный семь­янин, несущий службу без блеска – работа есть работа; не зря его автобиографическая книга о пяти днях в плену называется так безыскусно – «Долг капитана». Ждешь отважного героя, что погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул, а получаешь обычного человека, потеющего при стрессе и особо не геройствующего. Надеешься на ухарское кино в формате «Мы ли Филиппинами не плыли в Бостон», а видишь картину, похожую на морскую гладь – бледную и бесконечную. И – при всем разочаровании – запоминаешь надолго.

Захлебнулся в деньгах

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Еще один вероятный оскароносец года – «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Здесь тоже подлинная история, основанная на мемуарах, – только это мемуары уголовника, биржевого брокера Джордана Белфорта, погоревшего на махинациях. «Капитан Филлипс» недодает драйва – зато «Волка» распирает бешеная энергия: власти, денег, секса. Скорсезе и анализирует эту звериную страсть, и наслаждается ею – при бесценной помощи Леонардо Ди Каприо.С