Кадр из фильма «Прогулка»
Кадр из фильма «Прогулка»

Если бы формата IMAX 3D не существовало, его стоило бы придумать ради «Прогулки»: людям, боящимся высоты, лучше ограничиться обычной 2D версией, всем остальным – рискнуть и поставить над собой в прямом смысле слова головокружительный эксперимент. Эта штука посильнее «Эвереста»: в 1974-м году близнецы Всемирного торгового центра только-только уступили звание самых высоких небоскребов в мире чикагской башне Сирс. Их покорил одержимый французский циркач Филипп Пети, до этого уже гулявший между шпилями собора Парижской Богоматери. И прошелся он по канату, протянутому на высоте 415 метров над землей, не раз, и не два – пока перепуганные полицейские ждали его на крышах близнецов, а сотни прохожих восхищенно задирали головы у их подножия. Семь лет назад вышел четкий документальный фильм об арт-подвиге Пети, «Человек на канате» Джеймса Марша, заслуженно награжденный «Оскаром». «Прогулка», не менее тщательно воспроизводящая реальные факты, подкупает еще и исключительно кинематографическими достоинствами: это, конечно же, увлекательная биография, остросюжетный томик из киносерии «ЖЗЛ». А еще – комедия о приключениях обаятельного авантюриста, не лишенная чисто французского шарма, даром, что мима-«лягушатника» играет американец Джозеф Гордон-Левитт, научившийся говорить без акцента. И сильная криминальная история – к незаконному трюку Пети готовится будто к ограблению банка, подбирая команду, достойную «11 друзей Оушена». И эзотерическая драма о поиске себя: вторая ключевая роль в фильме досталась Бену Кингсли, изображающего мудрого наставника Пети, почти сказочного пришельца из неназванной славянской страны дядю Руди. И это, конечно, жутко романтичный фильм о человеке и его мечте (в качестве музыкального дополнения к просмотру рекомендую малоизвестный шедевр Аллы Пугачевой «Канатаходка»).

Но кроме мечты, Пети, его загадочного наставника, улыбающейся возлюбленной и безбашенных друзей, в «Прогулке» есть еще один главный герой, возможно, самый главный: это – те самые башни, что погибли 11 сентября 2001 года. В финале они стоят – вечно живые, освещенные закатным нью-йоркским солнцем, и в кармане у Пети лежит подписанный их владельцем пропуск, дающий право взбираться на смотровую площадку вечно. В кино вечная жизнь – реальность. И Роберт Земекис, голливудский психотерапевт, исцеляющий травмы, хранящиеся в коллективном бессознательном (эпохальный «ФорестГамп» с вальсирующей легкостью разбирался с Вьетнамом, Уотергейтом, СПИДом), виртуозно – как канатоходец – справился с посвящением небоскребам-символам.