Российские банки отказались дистанционно открывать счета. Такую возможность им дал ЦБ во время эпидемии
Крупнейшие банки России отказываются открывать счета новым клиентам без их идентификации в отделении, хотя такую возможность месяц назад предоставил им ЦБ, сообщает РБК
В колл-центрах Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Совкомбанка, Россельхозбанка, Альфа-банка, Райффайзенбанка, МКБ, «Юникредит» и Росбанка корреспонденту РБК заявили, что открыть счет можно только в отделении или же — заказать на сайте банка карту, которую привезет курьер, и он же проведет идентификацию. Дистанционно открыть счет нельзя и в «Открытии», в Альфа-банке сказали, что новый клиент может открыть счет только при заказе банковской карты на дом.
Что разрешил ЦБ:
Банк России разрешил кредитным организациям открывать счета новым клиентам с помощью современных средств связи, для этого людям не нужно приходить в офис банка. Мера действует с 6 апреля по 1 июля 2020-го и распространяется на счета, которые открывают для «социально значимых платежей» — алиментов, пенсий, стипендий, других социальных или страховых выплат, а также платежей по ипотеке.
При этом ЦБ пообещал не наказывать банки за вынужденное нарушение антиотмывочного законодательства: оно напрямую запрещает открывать счета без личного присутствия клиента.
Почему банки отказались от этого:
У банков нет четкого понимания процедуры удаленной идентификации и точной категоризации социально значимых платежей, объяснил РБК председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Он также считает, что банки решили не рисковать нарушением антиотмывочного законодательства, поскольку применяемые против нарушений меры могут быть серьезными.
Еще одна причина — в технических настройках. По словам партнера отдела консультирования по управлению рисками КПМГ в России и СНГ Игоря Лебедева, для дистанционной идентификации новых клиентов банкам нужно перенастроить автоматизированную банковскую систему, что может занять много времени.