Сорок тысяч сырников в день. Как устроено производство готовой еды
В 2023 году россияне оставили 2,3 триллиона рублей в ресторанах, а 0,5 триллиона ушло на доставку продуктов и кулинарию соответственно. В среднем россияне тратят на покупку готовой к употреблению продукции порядка 7% из общего объема расходов, не считая посещения кафе и ресторанов. Для жителей мегаполисов, занятых на работе, это один из способов сэкономить время и силы.
Траты на заказ готовой еды и продуктов онлайн в первые четыре месяца 2024 года выросли на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года — до 20 тысяч рублей в месяц на семью. Среди ключевых причин вновь нежелание тратить время на приготовление еды, а также удовлетворенность ценами на готовые блюда. В тройку лидеров по тратам вошли жители Москвы (35 тысяч рублей), Санкт-Петербурга (33 тысячи рублей) и Краснодарского края (25 тысяч рублей).
За счет широкого ассортимента и более доступных цен конкурировать с общепитом за клиента начали торговые сети. Эксперты отмечают, что крупные ретейлеры на рынке готовых блюд в сравнении с общепитом обладают огромным конкурентным преимуществом — им не нужно платить дорогую аренду, у них есть доступ к недорогим продуктам и развитая сеть продаж.
Так, готовую еду для «Перекрестка» производят на фабрике-кухне «X5 Еда», которая открылась в Долгопрудном в 2019 году и с тех пор работает круглосуточно, останавливая производство только в 6 вечера 31 декабря до 10 утра 1 января. Среди готовой еды торговой сети порядка 90 наименований: различные каши, салаты, супы, закуски, гарниры и так далее. Объемы впечатляют: например, за прошлый год на фабрике приготовили 1 миллион блинчиков, 4,5 миллиона сэндвичей, 4 миллиона порций плова и 9 миллионов порций салата. А в сутки выпускается порядка 40 тысяч сырников, до 20 тысяч классических сэндвичей и до 15 тысяч сэндвич-роллов.