Who is Whoosh. IPO на колесах
В начале 2022 года более 30 компаний рассматривали возможность разместить свои ценные бумаги на Московской бирже. Сейчас — декабрь, и единственным бизнесом, который не отказался от своих планов, стал сервис аренды электросамокатов Whoosh
В конце октября стало известно, что Whoosh — российский оператор аренды самокатов — планирует до конца года выйти на IPO, разместив свои бумаги на Мосбирже. В презентации, которая оказалась в руках журналистов РБК, говорилось, что компания хочет привлечь 10 млрд рублей при собственной оценке примерно 24 млрд. Источники Reuters сообщали об еще более оптимистичных 40 млрд. 14 декабря Whoosh провел IPO — первое в России в 2022 году. Компания привлекла 2,1 млрд рублей, ее рыночная капитализация в итоге составила 20,6 млрд рублей.
Обычно компания выходит на биржу, чтобы привлечь новые инвестиции на расширение бизнеса и (или) поощрить акциями наиболее выдающихся сотрудников. Whoosh собирается поставить галочки напротив обоих пунктов. Ранее компания уже прощупала интерес инвесторов: в июне сервис успешно разместил на Мосбирже облигации и привлек 3,5 млрд рублей — на полмиллиарда больше запланированного. Агентство АКРА присвоило Whoosh рейтинг А-(RU) со стабильным прогнозом — это означает, что у компании умеренно высокий уровень кредитоспособности. Свое решение аналитики обосновали тем, что у Whoosh собственное ПО, новый парк техники и ограниченное влияние санкций.
Бум на биржу
В предыдущие два года российские компании шли на Мосбиржу буквально друг за другом. В 2020-м их было девять, в следующие 12 месяцев — еще восемь, в том числе ретейлер Fix Price и агрегатор объявлений об аренде и продаже недвижимости «Циан». Для сравнения — в 2019 году на биржу пришел только рекрутинговый HeadHunter. В прошлом декабре глава Мосбиржи Юрий Денисов говорил о том, что в 2022-м возможность провести IPO рассматривают 30–40 компаний. Самыми долгожданными из них был успешно переживший санацию банк «Открытие», уже такой родной для москвичей «ВкусВилл» и онлайн-кинотеатр Ivi.
В итоге к декабрю 2022-го на биржу не вышла ни одна российская компания. Единственным, кто осмелился предложить свои акции инвесторам, стал разработчик решений в сфере кибербезопасности Positive Technologies. Компания уже была публичной, но решила провести SPO (Secondary Public Offering), то есть продать инвесторам еще немного бумаг владельцев. В успехе этого плана мало кто сомневался — Positive стала одним из главных бенефициаров ухода западных компаний. Клиенты IBM, Cisco и ESET плавно перетекли к российскому вендору продуктов инфобеза, увеличив его выручку за первые девять месяцев 2022 года на 115% — до 7 млрд рублей. Из запланированных 3 млрд рублей компания по итогам SPO смогла привлечь только 1 млрд — сбор заявок на покупку акций начался за два дня до объявления частичной мобилизации. В таких турбулентных условиях и собранный миллиард можно считать успехом, но план тем не менее выполнен не был.
Примечательно, что и Positive Technologies, и Whoosh работают на собственном ПО. Whoosh к тому же яркий представитель экономики совместного потребления, к которой относятся аренда самокатов и автомобилей, коворкинги, краудфандинг и, например, прокат повер-банков. Главными пользователями шеринга принято считать молодежь и хипстеров, которые, впрочем, взрослеют и растворяются в городской толпе. В Whoosh таких клиентов называют early adopter — они любят пробовать новое и легко прощают недоработки. Сейчас у компании уже много «тяжелых» пользователей постарше, которые дольше разбираются в технологиях, но когда это получается, становятся лояльной аудиторией. Менеджмент Whoosh сравнивает самокаты с привычным общественным транспортом, таким как, например, автобус, который когда-то был новым удивительным явлением, а сегодня — часть обыденной жизни.
Риски
Главный риск для рынка кикшеринга и Whoosh связан с ожиданиями, как клиенты примут новые правила дорожного движения для электросамокатов, в октябре получивших статус «средств индивидуальной мобильности». Ранее человек на электросамокате формально считался пешеходом. Теперь власти ограничили скорость его передвижения до 25 километров и добавили еще ряд требований, которые вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Отсутствие регулирования мешало развитию бизнеса, поскольку как минимум местные власти интерпретировали закон по-разному, говорит финансовый директор Whoosh Александр Синявский. Компания шла по пути саморегулирования, отмечает менеджер: обязательная оферта содержала основные правила безопасного передвижения. «Так что наши пользователи, скорее всего, не заметят изменения в ПДД», — предполагает Синявский.
Однако никакие ограничения не могут гарантировать стопроцентную транспортную безопасность. По данным МВД, за 9 месяцев 2022 года в результате ДТП в России погибло чуть более 10 000 человек, в том числе 19 человек — в происшествиях с участием средств индивидуальной мобильности. В подавляющем большинстве случаев участниками аварий становятся те, кто ездит на собственных самокатах, уверяет Синявский: у них нет ограничения скорости. Самые мощные устройства могут разгоняться до 100 километров в час. «На нашем флоте такое сделать невозможно, — говорит финансовый директор, — еще до официальной легализации ограничения 25 километров в час мы принудительно ограничили скорость в многолюдных местах». Впрочем, попасть в аварию можно и на небольшой скорости, особенно если человек на самокате не совсем трезвый и тем более если у него нет защиты. Введение ограничений может положительно повлиять на облик всего бизнеса, но это не панацея — количество травм может возрасти параллельно популярности кикшеринга, что негативно повлияет на цену акций.
Еще одно вмешательство государства в работу кикшеринга — квотирование компаний. Эта мера выглядит логичной — так Москва рассчитывает избежать монополизации целого сегмента рынка, говорит Синявский. Столичная квота Whoosh на 2022 год составляет 15 000 самокатов из 40 000. Но во многих городах — с населением 500 000 человек и меньше — нет особого смысла вводить подобные ограничения, замечает Синявский. «Там уместнее было бы вводить требования по качеству и возрасту самокатов, чтобы снизить долю менее безопасных “бэушных”», — считает он.
Квота удобряет почву для конкурентов. Главный конкурент Whoosh — Urent, который появился в 2018 году в южных регионах и спустя два года приехал завоевывать Москву. «В 2021 году на рынок кикшеринга вышел “Яндекс” и до сих пор не дает нам расслабляться», — иронизирует Синявский.
Кстати, антироссийские санкции бизнес Whoosh не затронули. Его электросамокаты — китайского производства. Российские айтишники оснащают их IoT-модулями — это своеобразный мозг самоката, который, например, отслеживает перемещение транспорта и ограничивает выезд с разрешенной для проката территории. «Мы частично локализуем производство и уже добились успехов в изготовлении ряда компонентов из пластика и алюминия. Но полностью перенести производство электросамокатов в Россию в ближайшем будущем вряд ли возможно», — уверяет Синявский.
Будущее
С точки зрения международной экспансии как минимум в западную сторону геополитика все-таки вставила палки в колеса Whoosh. Однако Синявский не отчаивается. «Мы планируем расширяться в Казахстане, Белоруссии и, возможно, других странах СНГ», — обещает он. Сегодня самокаты компании уже возят людей в Астане, Алма-Ате и Минске. Аккаунты тех, кто еще недавно пользовался сервисом Whoosh в России, а теперь переехал, — международные, так что часть клиентов может по-прежнему пользоваться привычным транспортом — нужно только привязать другую банковскую карту.
Для поиска подходящего города Whoosh использует собственную систему скоринга — она учитывает плотность населения, средний уровень дохода, климатические особенности, а также наличие необходимой транспортной инфраструктуры. «Судя по расчетам системы, география расширения сейчас больше имеющихся у нас ресурсов», — уверяет Синявский.
Кикшеринг в России развивается настолько быстро, что, кажется, расти уже особо некуда и ставку имеет смысл делать только на новые продукты, например моноколеса. Это обманчивое впечатление, уверен Синявский: количество электросамокатов в среднем по городам России сейчас составляет 3,1 на 1000 человек, в Берлине — 6,3 самоката на тысячу, в Хельсинки — 12,2. Исходя из этих данных, у Whoosh есть потенциал роста в 2–4 раза.
В 2021 году на российском рынке кикшеринга было 12 млн клиентов, которые совершили 55 млн поездок, объем рынка оценивался в 9 млрд рублей. По данным издания «Трушеринг», к 2024 году на рынке будет до 45 млн пользователей, парк увеличится почти в три раза — до 330 000 электросамокатов, а объем рынка дойдет до 37 млрд.
Справка: WHOOSH — российский оператор кикшеринга, то есть краткосрочной аренды электросамокатов. На желтом транспорте (около 82 000 электросамокатов) катаются более 11 млн пользователей в 40 городах. Сервис был основан в 2018 году в Москве, на улицах столицы его электросамокаты появились в апреле 2019-го.
По данным издания «Трушеринг», рынок кикшеринга вырос в 2021 году на 200–230%, а размер флота всех операторов увеличился до 100–120 тысяч самокатов. Whoosh за год вырос до 30 000 самокатов, но на него пришлось около 47% всех поездок.
По данным системы «Спарк», в 2019 году выручка компании составила 68 млн рублей, в 2020 году — 885 млн, в 2021-м она выросла почти в пять раз и превысила 4,15 млрд, чистая прибыль достигла 1,8 млрд рублей. Выручка за 9 месяцев текущего года составила 6,3 млрд.