Группа «Сова»
Группа «Сова» Фото: Артем Максимов

Для вас стало неожиданностью такое распространение трека «Гроза»? 

В некоторой степени — да, это неожиданно. Нельзя однозначно сказать, почему так вышло, обычно это совпадение разных факторов, контролируемых и не очень. В песне случился хороший мэтч между словами, музыкой и голосом. А еще, возможно, выход песни совпал с тем, что люди живут в ожидании весны, и трек соответствует этому настроению.

Чем запомнилась работа над этим треком?

Еще до того, как трек был готов, мы начали работу над клипом к нему. Сейчас у нас есть черновой вариант видеоролика. Возможно, через время слушатели смогут оценить наше визуальное воплощение песни. Кстати, на этапе демки «Гроза» ассоциировалась с музыкой, которая могла бы играть в фильме «Приключения Электроника».

Обложка «Главного героя» вызывает чувство ностальгии по СССР образца 1980-х. Насколько и почему для вас важна винтажная эстетика? И как такое оформление альбомов должно влиять на восприятие самой музыки?

Наверное, одна из основных причин в том, что такая стилистика нам просто органична. Мы хорошо ее чувствуем и понимаем, как можем звучать и выглядеть в рамках этой эстетики. А обложки альбомов помогают слушателям определить, хочется им послушать песни или нет. Это мини-превью, по которому может быть понятно, что это твое — или наоборот.

Группа «Сова»
Группа «Сова» Фото: Артем Максимов

Почему молодежи сегодня в принципе интересно обращаться к визуальному наследию прошлого века, к советской атмосфере?

Сложно делать обобщения, потому что кому-то такой антураж совершенно не близок. Тем молодым людям, кому это нравится, возможно, приятно окунуться в этот притягательный образ прошлого. Это достаточно объяснимо, если учесть, что советское визуальное наследие до сих пор занимает ощутимый пласт в мировой культуре, вдохновляет режиссеров, художников, музыкантов по всему миру.

Что откликается у молодежной аудитории помимо этого?

Искренность, простота, романтичность. Наше творчество держится на этих столпах. Возможно, в таком позиционировании есть элемент непреднамеренного противопоставления той музыке, которая считается современной. Но для многих сегодня именно наша музыка — это остров, на котором можно чувствовать себя влюбленным, юным и не одиноким.

Без чего не может получиться хит? Как его создать?

В первую очередь надо понимать, что такая песня должна хорошо запоминаться. Артисту нужно добиться, чтобы ее хотелось слушать и напевать снова и снова. При этом такой эффект может быть достигнут разными методами — неважно, будет ли это цепляющий текст, классный рифф, заедающая мелодия, приятная фактурность или уникальная атмосфера. Важно, чтобы это сочеталось с тем, кто будет исполнять песню, чтобы исполнитель «подходил» ей. Чем больше людей найдут себя в посыле песни и в манере ее исполнения, тем более вероятно, что песню ждет хорошее будущее. 

Группа «Сова»
Группа «Сова» Фото: Маша Мутли

Расскажите о своих пристрастиях в музыке.

Мы слушаем и любим практически любую музыку. На этапе создания своих треков появляется некое разграничение между тем, что ты слушаешь для себя и что слушаешь в качестве референса. Но чем больше музыки ты слушаешь, тем больше у тебя появляется опций при создании собственной музыки. Можно заимствовать музыкальные приемы из очень неожиданных мест.

Поэта может вдохновить случайно услышанное слово. А может ли вдохновить музыканта случайный звук, какой-то уличный шум, ритм собственных шагов? Что вас вдохновляет, как рождается мелодия у вас внутри?

Отчасти ответ на этот вопрос уже содержится в ответе на прошлый. Часто вдохновляет круто сделанная кем-то музыка. А вообще окружающая действительность постоянно побуждает к творчеству. Это могут быть не только какие-то звуки. В первую очередь это люди и связанные с ними эмоции.

Группа «Сова»
Группа «Сова» Фото: Артем Максимов

Екатеринбург — родина тяжелой и мрачной музыки. Индустриальные пейзажи, климат, печальные стихи Бориса Рыжего, хтоническая постсоветская тоска — все это формирует региональную идентичность. Насколько легко быть жизнелюбивым музыкантом в Екатеринбурге? Нет ли мыслей о переезде?

Стихи Бориса Рыжего определенно отражают атмосферу этого города, но не всю. Екатеринбург достаточно разнообразен. Клава Кока, Niletto и Alai Oli, «Обе Две», «Сова» и «Перемотка» — все это так или иначе связанные с Екатеринбургом артисты, и их никак не назвать мрачными. Сейчас мы находимся в большом туре, и возвращение на Урал ощущается как возвращение домой. Возможно, мысли о переезде когда-то появятся, но пока это так.

Стоит ли ждать, что когда-нибудь репертуар и стиль «Совы» изменятся?

Да, наверное, такое может быть. В нашей дискографии четыре альбома. По жанру, звучанию и текстам они достаточно разные. Их объединяет скорее мироощущение и настроение, которое мы транслируем, а не жанровая принадлежность.

Беседовал Алексей Черников