Иллюстрация здесь и далее: Мария Шишова

Мы говорим накануне большого тура Басты. Поймать тебя на интервью  в Москве оказалось очень сложно — ты все время в движении, а впереди 50 концертов в разных городах страны. Готов?

Это, конечно, будет длинный путь, считай — марафон (концертный тур начался 29 марта. — Прим. ред.). Но, думаю, справлюсь. Полумарафон-то я бегал. Понимаешь, я не заставляю себя выступать, не превращаю концерт или тур в героическое шествие. Я понимаю, зачем это делаю, что хочу получить.

И что же?

Как бы это банально и пафосно ни звучало, я хочу чувствовать свою нужность, понимать, что делаю что-то важное для людей, которые пришли на мое выступление. Я готовлю для них крутое шоу. Будут новые песни, некоторые из них я специально не записываю — их можно услышать только на концерте.

Уже не переживаешь перед выходом на сцену?

Нет, я по-прежнему очень боюсь. И не важно, выхожу я петь перед стадионом или выступаю на корпоративе. Все равно начинается мандраж. Но все проходит, когда начинает играть музыка.

Ты сейчас больше продюсер или все-таки музыкант?

Я по-прежнему не до конца свою роль в музыке понимаю. Действую по старинке — включаюсь, если интересно. Сейчас мне важно выпустить третий альбом N1NT3ND0 («Нинтендо» — один из проектов Василия Вакуленко. — Прим. ред.) и пластинку нового проекта «Рабочий городок».

Звучит по-пролетарски.

Это такой хороший рэп-кор. Мне как фанату Rage Against the Machine, Pantera и Clawfinger захотелось сделать альбом, вдохновленный рэп-кором 80-х и 90-х. Такая своего рода ностальгия по юности. Плюс Рабочий Городок — так называется район в Ростове-на-Дону, где я рос. Если задуматься, такой район есть почти в каждом российском городе, да и тяжелая музыка многим нравится. Поэтому я думаю, что «Рабочий городок» зайдет многим. Для меня это очень важно. Пластинка записана, шесть клипов уже готовы.

У тебя остается время на работу с молодыми музыкантами? Ты сам решаешь, кого подпишет «Газгольдер»?

На 100 процентов! Для меня лейбл никогда не был бизнесом. Ни рубля не взял за все время. Наоборот, всегда хотелось создавать условия для музыкантов, вкладываться, чтобы они раскрывались — делали то, что им нравится, а не занимались коммерческим музлом. 

Понимаешь, я всегда работаю с теми, кто мне интересен и симпатичен. Вот недавно мы подписали шесть новых музыкантов — это ICEGERGERT, Baby Cute, Bro Upgrade, LIL KAVKAZ, OG Minay, The OM, потому что эти ребята мне понравились. Так в свое время было со Скриптонитом.

Тебе часто хочется включить «наставника», начать что-то советовать молодым?

Вообще нет. Я на «Голосе» (Василий Вакуленко был наставником в нескольких сезонах ТВ-шоу «Голос» и «Голос. Дети». — Прим. ред.) понял, что лезть с советами не нужно. Если люди сами спрашивают совета или им нужна помощь и обратная связь, я всегда помогу. У нас на «Газгольдере» нет каких-то постоянных встреч, зумов и прочего. Музыканты самостоятельно работают на студиях, живут свою жизнь. Не хочу, чтобы они думали: «Понравится этот трек Васе или нет?» Считаю, важно оставаться в стороне и не влиять на артистов. Другой вопрос, если меня просят включиться в работу. Тут я уже могу спросить за результат. То есть человек сам принимает решение, нужно мое участие или нет. Такая вот хитрая у меня позиция. Я тебе больше скажу — это я у них учусь, а не они у меня.

Ты успешный артист, продюсер. Чему тебя можно научить?

Новичку нечего мне предложить, кроме своих эмоций. Сам я часто по-мудацки терзаю свои тексты — долго их переделываю, до идеала хочу довести. У молодых все проще. Учусь у них легкости.

Характеристика поколения от Басты?

Когда я был молодой, жизнь была безумная. Тут попробовал, там посмотрел. Приходилось ходить как слепому с палочкой. А новое поколение четко фокусируется на цели. Если хотят заниматься музыкой, то только этим и заняты. Не распыляются. То же самое и с желаниями. Им важно, чтобы у них были песни, туры и деньги. Достаточно понятная формула.

Тут пришло время признаться: я не люблю современный рэп, всех этих одинаковых исполнителей, которые читают с автотюном.

Я тебе объясню почему. Сейчас время повторений, копирования. Есть, например, Miyagi & Andy Panda — крутые ребята, а рядом — десять их повторений. То же самое со Скриптонитом и другими популярными артистами. Те, кто их копирует, не хотят трудиться и идти на риск. Они работают по алгоритму, идут по дорожке, уже кем-то протоптанной. Поэтому тебе и не нравится то, что ты слышишь — это однотипная и неинтересная ***** [ерунда]. Хотя, стоит признать, она пользуется у слушателей успехом. Парадокс. Тебе станет проще, если ты посмотришь мое шоу МС TAXI (шоу, в котором Василий, находясь за рулем, берет интервью у популярных музыкантов. — Прим. ред.). Я рад, что получилось сделать этот проект. Мы там говорим с большим количеством артистов, в том числе и с совсем молодыми музыкантами. Они хотят, чтобы их слушали и слышали. Если убрать за скобки желание денег и славы, людям хочется, чтобы их любили. Им хочется быть открытыми, вдохновлять других. Такая естественная человеческая потребность.

Почему ни у кого не получилось скопировать Басту?

Да, видимо, непонятно, что и как копировать. Я не сваливаю все в одну кучу: да, мой основной проект — Баста, но есть еще «Ноггано», N1NT3ND0, «Рабочий городок» и электронный проект Gorilla Zippo.

С электронной музыкой ты меня, честно, удивил. Совместный трек с DJ Groove, да еще и drum and bass.

Я жуткий меломан. Слушаю всё подряд. Это музыкальная школа так повлияла. Электронная музыка для меня больше развлечение. Я ей занимаюсь в свободное время — например, часто пишу в дороге. Кайфую от того, что научился это делать, нашел свой звук. Особенно радуюсь, когда это качает других.

Ты согласен с тем, что у каждого времени — своя музыка?

Да, но при этом есть музыка вне времени.

Сейчас время какой музыки?

Очень короткой. Время ярких и коротких вспышек. Слушая музыку, люди хотят испытывать те же эмоции, что и при просмотре видео в соцсетях. Если раньше свой внутренний мир сверяли с тем, что происходит вокруг, то теперь больше смотрят в телефон. 

Ты поэтому не собираешь новый альбом Басты?

Да, ты правильно понял. «Баста 40» — последний альбом Басты (релиз 2021 года. — Прим. ред.). И это первая в моей карьере пластинка, которая соответствует моему ритму,— с долгими вступлениями, длинными песнями. Сейчас такая сложная форма никому не нужна. Больше тебе скажу, я в прошлом году около 20 треков отдельных выпустил. И это очень круто сработало — появилось много новых слушателей на стримингах.

Не боишься, что рано или поздно появится соблазн собрать «Баста. Лучшее»?

Попрошу друзей ****** [завалить] меня, если это случится. Каждый альбом «голден», «зе бест», даже если их мировые звезды записали, — редкая ***** [ерунда]. Но это я тебе сейчас так говорю, а завтра, может, соберу сборник «Суперлучшее». Пока, конечно, с ужасом об этом думаю.

Что для тебя изменилось с тех пор, как ты выпустил первый альбом Басты?

Моложе был — просто невозможный человек. А сейчас, знаешь, я стал меньше злиться, лучше понимать, почему люди поступают так или иначе. Стараюсь принимать чужие слабости. Я много над этим работал. Возраст либо превращает тебя в злобного мудака, либо дает возможность превратиться в доброго старика. Надо выбирать. Но для этого нужно найти силы о многом подумать.

Беседовал Никита Павлюк-Павлюченко

105-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах Ozon и Wildberries, а также в «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других сетях. Полистать журнал или забрать с собой можно на Хлебозаводе, в Sartoria Lamberti, Палатах Толстого и арт-магазине CUBE.