
Фамильные и клубные дома в историческом центре Москвы — прогулки по знаковым местам

Жизнь в заповедных уголках Москвы имеет особую прелесть. Эти места буквально прошиты памятью, зданиями, из которых складывается история города. Знакомство с ней предопределено, если живешь практически в самом сердце столицы, возле Красной площади, в Китай-городе. Эту возможность предоставляет делюкс-квартал Nicole — образец счастливого сочетания современной архитектуры (британское бюро Heatherwick Studio и Paris Classical Architecture) и уютных интерьеров.
Уникальная архитектура Nicole — олицетворение высказывания немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гете, назвавшего архитектуру «музыкой, застывшей в камне». Спустя почти шесть столетий тема взаимосвязи музыки и архитектуры воплотилась в симфонии Ильи Демуцкого Nicole, посвященной новому облику Китай-города и Никольской улице.
Идущая от Никольских ворот Кремля к Лубянской площади, эта улица издревле считалась престижной. Никольская постепенно застраивалась дворами для служащих, знатными боярскими усадьбами, монастырями, храмами, торговыми рядами, становилась «обителью и приютом художеств и наук».

Глаз, «путешествуя» по линии застройки старейшей московской артерии, выхватывает льва и единорога на нарядном нежно-голубом фасаде. Первое в России высшее учебное заведение, где учился, между прочим, Михайло Ломоносов, — Славяно-Греко-Латинскую академию — учредили в 1687 году. Ее основателями считаются греческие монахи, братья Иоаким и Софроний Лихуды. Памятник этим выпускникам Падуанской академии установили неподалеку, в Богоявленском переулке.
Для открытия аптеки в 1862 году Никольскую выбрал Карл Феррейн — прусский эмигрант, ставший российским подданным и родоначальником нашего фармбизнеса.
Представительное четырехэтажное здание «Товарищества В. К. Феррейна» по заказу Вольдемара Карловича Феррейна строил Адольф Эрихсон, архитектор со шведскими корнями. Совсем недавно после реставрации четыре фигуры Гигиеи — античной богини здоровья, чистоты и профилактики — вернулись на фасад, украшенный полуколоннами.


Члены прославленного семейства Шереметевых в 1860 году реализовали свой коммерческий проект на Никольской улице. Александр Никитин, выпускник Императорской академии художеств, построил для них «Шереметевское подворье». Первый этаж здания, решенного в формах позднего классицизма, занимали торговые лавки, в верхних поместилась гостиница.
Лев Кекушев, мастер модерна, постройки которого во многом определяют характер Москвы, в 1899 году спроектировал здание Ново-Никольских (Иверских) торговых рядов. Заказчиком выступило Петербургское общество страхования. Стоит приглядеться — и среди лепного декора найдутся львиные маски, бывшие для Кекушева своеобразной «подписью». Над карнизом до сих пор видны редкие, уцелевшие образцы шрифтовой торговой рекламы — стилизованные надписи «Никольскiе ряды», выполненные по эскизу самого Кекушева.
Единственная сохранившаяся боярская усадьба в Китай-городе, с просторным двором и садом — «Торговый дом Г. И. Хаджи-Консты», выявленный объект культурного наследия — будет интегрирован в пространство квартала Nicole.


Бизнес купцов, членов греческого братства, был связан с производством тканей — хлопчатобумажных и шелковых. В начале XIX века Хаджи-Конста приобрели обширное княжеское владение в Большом Черкасском переулке и построили на его территории корпус по проекту Константина Буссе.
Тихий, длиной всего лишь 250 м, Крестовоздвиженский переулок свое название получил по некогда стоявшему здесь монастырю Воздвижения Честного Креста Господня. Он соединяет Воздвиженку и Знаменку и соседствует с ансамблем городской усадьбы тайного советника Александра Талызина, авторство которого приписывается Матвею Казакову. Сегодня усадьбу занимает Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева.
Кто-то из учеников Казакова проектировал знаменитый Наугольный дом на Воздвиженке, где, согласно легенде, граф Шереметев праздновал свадьбу с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Чуть дальше, в глубине Романова переулка, находится знаменитый доходный дом Александра Шереметева, построенный Александром Мейснером в 1895–1898 годах. Впоследствии он стал 5-м Домом Советов, где квартиры имела вся советская элита — Молотов, Каганович, Ворошилов, Жуков, Буденный, Рокоссовский, Хрущев и Косыгин.

