Свет, который меняет город
Каждому современному человеку отлично знаком этот эффектный переворот: то, что днем выглядит пусть и ярко, но довольно привычно, в свете ночных фонарей кардинально меняется, обретая таинственную привлекательность. Дневная красота архитектуры совсем иначе раскрывается в вечернем световом «наряде», и кажется, будто город состоит уже не из зданий, а из настоящих арт-объектов, преображающих линию горизонта. Не зря особую роль правильной архитектурной подсветки сегодня отмечают урбанисты, архитекторы, девелоперы и даже психологи.
Заговорили о ее важности еще около 100 лет назад, хотя тогда речь шла лишь о базовых, минимальных функциях. Ведь до 20-х годов XX века здания освещались лишь одиночными фонарями над входом, и этого считалось более чем достаточно. Прорыв позволили совершить две вещи: во-первых, появление электричества, а во-вторых, застройка нью-йоркского района Манхэттен. Архитекторы соревновались, кто создаст здесь самый высокий, самый неординарный, словом, самый-самый небоскреб, и тут родилась идея декоративной подсветки фасадов — надо было как-то выделяться, чтобы стать первым среди равных.
Идея оказалась настолько привлекательной и во всех смыслах удачной, что быстро захватила умы и в консервативной Европе, и в открытой новому молодой России, да и во всем мире. В 1969 году появилась первая Международная ассоциация дизайнеров освещения (ILAD), теперь таких профессиональных организаций уже несколько десятков, и каждый проект, претендующий на заметную градостроительную роль, уделяет архитектурной подсветке особое внимание.
Буквально несколько месяцев назад главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отмечал в своем блоге, что грамотное освещение может «перепрограммировать» восприятие районов, привлечь бизнес и туристов, сделать навигацию интуитивно понятной. А, например, девелоперский опыт ГК «Основа» позволяет утверждать: сегодня свет — это не только атрибут красоты, но и во многом синоним уюта и комфорта, респектабельности и безопасности, вдохновения и открывающихся перспектив.
Вообще, ГК «Основа» — девелоперская и инвестиционная компания, которая сфокусировалась на создании высококачественных московских проектов с уникальной архитектурой, интегрированными системами «умный дом», эксклюзивными общественными пространствами и благоустроенной территорией. Но именно ее проект жилого комплекса “VERY на Ботанической” лучше других подходит для «сочинения на заданную тему»: ведь здесь, по определению Сергея Кузнецова, свет выступает отдельным, собственным элементом архитектуры.
В отличие от типового и, как правило, довольно скромного фасадного освещения, которое просто делает ночь немного светлее, архитектурная подсветка — это, по сути, светодизайн, эстетически выверенный и технологически безупречный. Но главное все же не в этом: световые картины на фасадах не должны существовать сами по себе, они обязаны гармонировать с окружающей средой, без швов и зазоров соединяться с общей концепцией застройки — в прямом и переносном смысле подсвечивать проект, добавляя ему элегантности и, к чему скрывать, привлекательности, в том числе коммерческой.
Скажем, в том же «VERY на Ботанической» дома, чьи белоснежные фасады украшают латунные вставки сверху и темно-графитовые подрезки снизу, больше всего напоминают стройные березы. А с наступлением вечера светящиеся березовые листья вспыхивают и на фасадах — как будто расположенный по соседству Ботанический сад укрывает здания от сгущающейся темноты, еще раз напоминая про такую важную для современного мегаполиса эко-составляющую жизни.
Подсветку зданий в жилом комплексе выполнили в так называемых холодных тонах, а вот внутренний двор, напротив, залит самым теплым светом. В нем совсем по-другому выглядят и детские площадки под огромным тентом, который днем надежно защищает от дождя и палящего солнца, и велосипедная дорожка, и удивительный прогулочный мост, парящим ручьем бегущий по всей территории комплекса. Даже входные группы вечером смотрятся еще привлекательнее, хотя, кажется, какое там «еще»: оформлением просторных лобби с панорамным остеклением занималась дизайн-студия Asthetique — обладатель множества международных наград, в 2020 году включенная в топ-10 мировых дизайнеров Wave of the Future 2020 по версии американского журнала Hospitality Design.
Контурная, фоновая, акцентная, динамическая, заливающая — столичному девелоперскому рынку хорошо известны все эти варианты архитектурной подсветки. А с недавних пор в московском градостроительном словаре закрепилось словосочетание «этический светодизайн». В его основе лежит бережное отношение и к самим зданиям, и к окружающей среде, и к человеку. Никакого раздражающего «светового шума», никакой вычурности и навязчивости — только спокойствие, уют и световые сценарии, которые учитывают меняющийся в течение суток ритм жизни мегаполиса.
Вообще, как утверждают урбанисты, архитекторы и инженеры, всем городам — большим и скромным по размерам, столичным и провинциальным, историческим и совсем недавно появившимся на карте — необходим световой мастер-план. Этот документ содержит четкие правила — какой именно должна быть архитектурная подсветка, чтобы вместе с уличным, ландшафтным и прочими видами освещения создать единый образ ночного города. Только решения необходимы индивидуальные, учитывающие особенности местного климата и ландшафта, сочетающиеся с силуэтом города и его айдентикой. И тут очень может пригодиться опыт столичных девелоперов, создающих сегодня световой бренд Москвы.
Автор: Валерия Мозганова