Двое участников списка 100 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes сообщили агентству, что отказались от налогового резидентства, чтобы не подчиняться закону о деофшоризации. Бизнесмены говорили на условиях анонимности, чтобы не навредить своим интересам в России.

Закон о деофшоризации требует, чтобы российские налогоплательщики раскрывали свои контролируемые иностранные компании (КИКи) и платили налоги на нераспределенную прибыль этих компаний.

Неназванный российский миллиардер, поменявший резидентство, рассказал, что помимо него платить налоги в России отказалась часть его знакомых. «Мы сидим все в ожидании того, что будет хуже. И, понятно, в этой обстановке желание инвестировать снижается», — объяснил собеседник агентства.

Один из ведущих российских бизнесменов рассказал, что с неохотой пошел на отказ от резидентства, поскольку необходимость проводить более 183 дней в году вне дома «доставляет неудобства». Но из-за инвестиционного климата в России он и его партнеры думают продать российский бизнес и сосредоточиться на зарубежных активах. «Не было бы закона о КИК, я был бы здесь и платил налоги здесь. Но сейчас это невозможно», — добавил собеседник, который большую часть года проводит в одной из стран Евросоюза.

В мае журнал Forbes писал, что от российского резидентства отказались предприниматели Михаил Фридман, Андрей Мельниченко, которые входят в топ-10 богатейших бизнесменов, а также Алексей Кузьмичев (номер 17 в российском списке Forbes).

Один из самых богатых людей в России, совладелец «Норильского никеля» Владимир Потанин сообщил, что остался налоговым резидентом, однако многие его коллеги поменяли резидентство, хотя и сохранили часть инвестиций в России. «Их можно ругать, говорить, что они непатриотичные, но факт остается фактом — бюджет что-то потерял», — рассказал Потанин.

Адвокатское бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры опросило около 300 состоятельных россиян и выяснило, что 40 процентов бенефициаров КИКов отказались от налогового резидентства в России. Еще 9 процентов перевели активы на родственников-нерезидентов.

За последние три года из России, в том числе из-за этого закона, уехали около трети из 500 российских крупнейших бизнесменов, сообщил агентству неназванный бывший чиновник, который сохранил тесные связи с Кремлем и регулярно общается с олигархами. По выражению Reuters, сейчас целый сегмент российских крупных активов находится в руках «полуизгнанников».

Собеседники Reuters назвали несколько причин, почему состоятельные россияне отказываются от налогового резидентства: это общее недоверие к государственным институтам России, а также опасения, что информацию об их офшорных компаниях могут использовать против них самих.