Росатом объявил источником выброса рутения-106 на Урале сгоревший спутник. Гринпис не согласен
В конце сентября Росгидромет зафиксировал выброс рутения-106 рядом с комбинатом Росатома «Маяк», на котором перерабатывают использованное ядерное топливо. Предположительно «Маяк» за один раз выбросил в воздух в 10 тысяч раз больше рутения, чем ему разрешено выбрасывать за год. При этом в норме рутения-106 вообще нет в окружающей среде.
После этого радиоактивный элемент нашли в атмосфере нескольких стран Европы, включая Германию и Францию.
Гринпис считает, что Росатом скрывает аварию на «Маяке». Комбинат и госкорпорация отрицают свою причастность к выбросу.
Тем не менее, в конце ноября, когда об утечке стало известно, Росатом начал проверку. Созданная госкорпорацией комиссия не рассматривала версию Гринписа, поскольку на «Маяке» рутений-106 присутствует только в смеси с другими изотопами. Кроме того, проверка системы радиационного мониторинга комбината показала, что она работает исправно.
Между европейскими странами и Южным Уралом на расстоянии в две с половиной тысячи километров не было обнаружено других участков с повышенным содержанием рутения в атмосфере. Это, по мнению экологов Росатома, свидетельствует о том, что источник выброса был внешним и по отношению к Европе, и по отношению к Уралу.
«Таким источником могло быть, в том числе, сгорание в атмосфере искусственного спутника (или его фрагмента), на борту которого находился источник рутения-106 с высокой суммарной активностью», — заключила комиссия.
Экологи также рассматривали версию о выбросе при производстве лекарств. Однако в медицине используют настолько малые дозы рутения, что они не могли бы привести к такой концентрации элемента в воздухе, даже если бы авария произошла на всех российских фармацевтических производствах одновременно.
Гринпис не согласен с результатами проверки. «Комиссия Росатома заявила, что в пробах, взятых там же, где их ранее брал Росгидромет, рутений-106 не обнаружен. Это не похоже на исследование с целью выявить источник выброса», — заявил глава антиядерной программы российского отделения Гринпис Рашид Алимов. Организация потребовала провести независимую проверку выброса, а также запустила петицию.