«Проект»: Кремль покупает, создает и контролирует телеграм-каналы в своих целях
По словам одного из близких к Кремлю источников «Проекта», ответственные за «телеграм» чиновники просили у руководства Кремля выделить несколько сотен миллионов рублей на эти цели. Для работы в «телеграм» власти наняли подрядчиков — бывших представителей движения «Наши» и членов прокремлевского фонда. Одной из первых задач стала дискредитация оппозиционера Алексея Навального.
Бывший пресс-секретарь движения «Наши» Кристина Потупчик остается одним из основных подрядчиков в «телеграм». Теперь уже она реагирует на негатив по отношению к власти в социальных сетях, так как у нее многочисленное число каналов.
Еще одним подрядчиком стал Фонд развития гражданского общества бывшего начальника внутриполитического управления Константина Костина. Он поручил непосредственную работу бывшему чиновнику администрации президента Станиславу Апетьяну, который имеет отношение к созданию каналов «Методичка», «Минправды».
Посты за деньги:
Владельцы нескольких крупных каналов, которым писали журналисты под видом заказчика постов, отвечали, что за определенную сумму могут разместить желаемую информацию без пометок о рекламном характере материала.
- «Незыгарь»: за пост свыше 100 слов — 1,5 биткоина (около 630 тысяч рублей). Меньше 100 слов — 0,008 биткоина за каждое слово, пакет из трех публикаций — три биткоина.
- «Кремлевский мамковед» — 30 тысяч рублей за пост;
- «Караульный», «Футляр от виолончели», «Медиатехнолог» и «Бойлерная» — от 30 до 60 тысяч рублей за пост;
- «Дабл Ять» — 50 тысяч рублей за пост.
Стоп-листы:
«Проект» отмечает, что властям важно не только размещать нужную информацию, но и не допускать появления ненужной.
На предложение редакции разместить негативный пост ответили отказом. Администратор телеграм-канала «Караульный» описал условия: никакого негатива по отношению к членам Совета безопасности (позитивно — можно), запрещено упоминать администрацию президента, сотрудников Кремля, включая, это отмечалось особо, первого заместителя руководителя АП Сергея Кириенко.
Стоп-листы внедряются двумя способами: либо постановкой канала под контроль лояльным подрядчиком, либо покупкой блоков.
Кто покупает каналы:
По информации «Проекта», нефтегазовая компания «Роснефть» купила телеграм-канал «Караульный» за 10 миллионов рублей. Ранее его вела группа провластных журналистов и политологов. Той же госкомпании принадлежат телеграм-каналы «Буровая» и «ТЭК-ТЭК».
Канал «Незыгарь», утверждает издание, связан с куратором информационной политики Алексеем Громовым. Куратором каналов 338, «Опер слил» и «Мышь в овощном» называют некоего Николая Чернова, который представляется сотрудником Федеральной службы безопасности России, но не занимает этот пост. У него, отмечает «Проект», есть хорошие связи: «он дружит и с администраторами «Караульного», и с кремлевскими подрядчиками».
Комментарий Кремля:
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил РБК: «Есть те, кто, скажем так, пытается объективно критиковать те или иные процессы, есть те, кто делает это просто в заказном платном режиме, есть те, кто поддерживает действия Кремля».