Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы закупает геоаналитику с 2015 года. Она позволяет узнать, где живут и работают, куда и когда ездят москвичи с точностью до 500 метров и нескольких минут.

Посредником между ДИТ и операторами стал Аналитический центр при правительстве. Он объединяет, обрабатывает и хранит данные операторов, чтобы оперативно предоставлять информацию властям.

В отчетах Москва и Московская область делятся на участки 500 на 500 метров. Чиновники узнают, сколько жителей города там живут и работают. Домом считается место, где человек регулярно ночует, работой — где проводит больше времени с десяти утра до пяти вечера. Если абонент перемещается по городу, делают вывод о разъездной работе. Если он въезжает в регион только по будням, считают трудовым мигрантом.

Операторы передают чиновникам, сколько в регионе тех, кто проводит за городом более 50 часов в выходные и праздники за месяц. Также они описывают, сколько человек совершают поездки на метро, когда и как долго едут на работу и обратно.

Зачем данные нужны мэрии:

С помощью этой информации Москва меняет городские транспорт и инфраструктуру, отмечают «Ведомости».

Если наложить маршруты абонентов на карту города, видно, как растет нагрузка на автомобильные, железные дороги и метро, объяснил газете представитель Tele2. Власти могут планировать общественный транспорт, настраивать светофоры, делать развязки или расширять магистрали.

С 2015 года данные передают Институту Генплана Москвы. Их использовали при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров, а также при планировании схемы Троицкого и Новомосковского округов.

Почему это важно:

Из технического задания для ДИТ следует, что госорганы могут отправлять операторам дополнительные запросы по отчетам. Например, на прогнозы социально-экономического развития территории, заболеваний и происшествий, стратегий транспортного поведения населения в зависимости от его социально-демографических характеристик.

За использованием аналитики нужен общественный контроль, уверен партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. Он считает, что местные администрации могут использовать данные в политических, рекламных или агитационных целях.