Еще 30 лет назад средний класс составлял 64 процента населения стран ОЭСР, сейчас — 61 процент. Но в разных странах эти цифры заметно отличаются: если в США к среднему классу ныне относят около половины населения, то в скандинавских странах — примерно 70 процентов. В ОЭСР под средним классом понимают домохозяйства, где доход составляет от 75 до 200 процентов медианы уровня достатка в стране. Например, в США одному человеку нужно зарабатывать от 23,4 тысячи до 62,4 тысячи долларов в год, чтобы относиться к среднему классу.

Снижение уровня жизни:

В 1985 году совокупный доход среднего класса в развитых странах в четыре раза превышал аналогичный показатель у самых богатых жителей. Сейчас он превышает меньше, чем в три раза. Доходы среднего класса все это время росли медленнее стоимости недвижимости, здравоохранения, образования и прочих услуг и товаров. Сегодня пятая часть представителей среднего класса тратят больше, чем зарабатывают, из-за чего у них возросла кредитная нагрузка риск стать должниками (он теперь выше, чем у бедных и богатых людей). Неустойчивость такого положения сказывается на шансах молодого поколения стать средним классом.

Также острым становится вопрос жилья. Если в 1985 году на его оплату приходилось около 25 процентов расходов, то сейчас — треть. По словам генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, «сегодня средний класс все больше напоминает лодку посреди шторма»: например, аренда жилья в Берлине с 2012 года подорожала на 70 процентов, в Мюнхене — на 43 процента, хотя реальные доходы рядовых сотрудников в Германии выросли только на 8,4 процента.

Связь с мировой экономикой:

Специалисты ОЭСР утверждают, что между устойчивостью среднего класса и экономическим ростом есть четкая связь. Они обращают внимание на нетерпимое отношение среднего класса к коррупции и его веру в демократические институты. Проблемы среднего класса могут сказаться на политической стабильности, а это может помещать инвестициям и отразиться на экономическом росте.

Мнение эксперта:

Экономист Андрей Мовчан в комментарии корреспонденту «Сноба» подтвердил, что представителей среднего класса действительно становится все меньше. «Это связано с быстрым развитием технологий, которые дают большое преимущество тем, кто ими обладает. Из этого следует концентрация добавленной стоимости в одних руках, которая позволяет оставлять рядовым сотрудникам и более мелким предпринимателям меньшую долю. Таким образом, у богатых слоев населения концентрируется больше доходов и больше активов», — говорит эксперт.

Мовчан добавляет, что в России среднего класса становится меньше еще и потому, что стране умирает частный бизнес, поскольку «государство "подбирает" его под себя». «В странах, где экономика государственная, средний класс зачастую отсутствует как таковой. Ведь его основа — предприниматели и менеджеры, которые зарабатывают деньги на базе меритократических* подходов, а не на базе штатной сетки и государственного распределения. Среднего класса будет становиться все меньше, и с этим ничего не поделаешь».

Меритократия — принцип управления, по которому люди занимают руководящие посты благодаря своим способностям, а не социальному происхождению или финансовому достатку.