«Ответственность и повышение качества жизни»: «Норникель» — о стратегиях устойчивого развития
Компания «Норникель» в новом формате представила отчет об устойчивом развитии за 2018 год, а эксперты отрасли рассказали, как продвигаются принципы и подходы новой для России парадигмы развития бизнеса. «Сноб» записал основные тезисы
Устойчивое развитие подразумевает разумное использование природных ресурсов, ответственное инвестирование и ориентацию на научно-техническое развитие, которые направлены на удовлетворение человеческих потребностей и устремлений без ущерба для будущих поколений. Фактически речь идет об улучшении качества жизни. «Норникель» одним из первых в России стал выпускать публичные нефинансовые отчеты на эту тему. Компания является пилотным участником проекта UNCTAD на территории России по апробированию показателей результативности вклада бизнес-компаний в достижение целей устойчивого развития ООН.
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
«Для "Норникеля" 2018 год стал важным во многих отношениях. Компания подготовилась к значительному увеличению производства, связанному с вводом новых горнодобывающих мощностей, ростом обогатительных производств, разработкой новых месторождений, — отметил в своем обращении президент компании Владимир Потанин. — Одновременно с этим были запущены ряд крупных модернизационных и экологических проектов, главным из которых стал "Серный проект", стартовавший в сентябре на Медном заводе».
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Вместе с тем, за прошедший год компания реализовала ряд масштабных проектов в регионах присутствия, в том числе в области градостроительства, образования, культурного и социального предпринимательства. Согласно отчету, в 2018 году «Норникель» потратил 32,5 миллиарда рублей на экологическую сферу, 30,9 миллиарда рублей — на социальные программы, благотворительность и социальную инфраструктуру. Кроме того, знаковым событием для реализации целей в области устойчивого развития стало партнерство с BASF, предусматривающее выпуск аккумуляторных материалов для европейского автомобильного рынка на финском заводе Harjavalta, запуск производства которого запланирован на конец 2020 года.
«У нас целый пласт новых клиентов, которые появляются на рынке. Это связано с возникновением новых отраслей экономики и образованием новых областей спроса таких, как, например, электромобили», — отметил директор департамента маркетинга Антон Берлин, добавив, что компания должна стать “удобным поставщиком” для новых потребителей.
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Концепция устойчивого развития сегодня преломляется и на работу по формированию кадрового потенциала компании. Старший вице-президент «Норникеля» Лариса Зелькова отметила, что новое поколение стремится работать не только за достойное вознаграждение, но и получать удовлетворение от сделанного, реализовать свои амбиции. «Формула "жить, чтобы работать" сегодня перестала быть такой актуальной, как 50 лет назад, поэтому для компании цели устойчивого развития и различные аспекты работы с сотрудниками — важнейший инструмент, прежде всего направленный на устойчивость бизнеса». Этот тренд подтвердила и политолог Екатерина Шульман.
Екатерина Шульман, политолог
Сегодня мы можем наблюдать, что общие социальные закономерности действуют как на уровне общества в целом, так и на уровне компаний. Меняются отношения работника и работодателя, горожанина и властей. Во-первых, люди меньше готовы делегировать и все больше хотят участвовать в принятии решений, которые влияют на их жизнь. Внедрение стандартизации и автоматизации все большего количества трудовых процессов — все, что можно стандартизировать подвергается роботизации, а творческие, инновационные и интеллектуальные задачи остаются за людьми. Эта тенденция, возможно, взломает нашу систему образования, в ближайшие десятилетия система сильно измениться, потому что от людей уже не требуется то, что требовалась от людей в массовом обществе ХХ века — быть подходящими для выполнения стандартизированных задач. От людей будет требоваться быть разными, гибкими.
Как ответить на эти вызовы? Ответ — вовлечение или участие. В моногородах, где подавляющее большинство жителей являются работниками одного предприятия, эта вовлеченность является особенно насущной потребностью. Вовлеченность бывает двух типов — условно авторитарная (людей приглашают поучаствовать в реализации решений, которые приняты без них) и условно демократическая (решения принимаются и реализовываются совместно). Демократическая вовлеченность снимает напряженность между управляемыми и управляющими, вводит новый нематериальный стимул, который способен гораздо сильнее воодушевить людей и помогает им реализовать свои потребности.
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
«Когда люди сами участвуют в реализации проектов, это дает совершенно иной эффект. Когда ты причастен к чему-то, то ты и ценишь это больше. За этим подходом будущее, — подчеркнула Лариса Зелькова, рассказывая об инициативе компании по созданию в 2017 году совместно с администрацией города и благотворительным фондом Владимира Потанина Агентства развития Норильска. — На наш взгляд, созданный институт развития стал эффективным инструментом позитивных изменений городской среды. Важным фактором для нас, безусловно, является то, что жители территории вовлекаются в открытые инициативы, поддерживают многие городские проекты и реализуют собственные».
Замгендиректора «Фонда развития моногородов» Ольга Макаева отметила, что, в городах типа Норильска, где градообразующее предприятие социально ответственно, уровень жизни гораздо выше. По ее словам, в моногородах необходимо поддерживать бизнес, связанный не только с созданием промышленных производств, но и туризма, ресторанной отрасли и т.п. Тогда жителям города и новым сотрудникам, которые приезжают работать на предприятие, будет куда комфортнее.