По словам авторов, это взгляд со стороны на репрессивный аппарат, в который на наших глазах превратилась судебная система в России — с молчаливого согласия всех, кто наблюдает со стороны за вынесением десятков и сотен тысяч обвинительных приговоров. Генеральный продюсер проекта Анастасия Приказчикова напоминает: в современной России выносят менее трети процента оправдательных приговоров по уголовным делам. За 2019 год из более чем 100 тысяч уголовных дел было оправдано 545 человек. За последние два года этот показатель уменьшился в четыре раза. Неудивительно, что всего четыре процента подсудимых берутся доказывать свою невиновность.

«Мы старались сделать сериал таким образом, чтобы показать, насколько легко мы относимся к сложившейся системе. Наша хата с краю. Мы отводим взгляд, пока проблема не коснется нас лично. И с ужасом в этот момент ищем глаза поддержки со стороны. Но там все уже отвели глаза. Сталкиваясь с резонансной историей, мы не разбираемся. Нам достаточно громкого заголовка или мнения "эксперта" — и мы уже сделали вывод о виновности очередного "подонка", забывая, что у каждого есть презумпция невиновности и последнее слово», — говорит она.

Актеры отыгрывают три роли осужденных по различным статьям. Это их последнее слово, сказанное в надежде на суд присяжных в лице миллионов зрителей. За одной из историй стоит реальное дело и человек, который отбывает срок по этой статье, остальные — вымысел, вдохновленный творчеством российских судов. При этом каждая из них пестрит правдоподобными деталями, запутывая зрителя.

«Мы брали дела, к которым действительно много вопросов, и которые при этом не на слуху: ведь мизерные показатели оправдательных приговоров относятся ко всем сферам жизни, возрастным категориям, социальным статусам и составам преступления, — рассказал RT сценарист Денис Васильев. — Судебный процесс у нас де-юре состязательный, а де-факто — инквизиционный. Но состязательность часто граничит с театральностью. Следовательно, требуется воздействовать на эмоции, а из-за этого зачастую возникает пренебрежение фактами, работа с полутонами, а грань между правдой и вымыслом размывается. Мы хотели побудить зрителей мыслить критически, анализировать то, что они видят и слышат, сопоставлять факты, но, конечно, также прислушиваться к своему сердцу».

Разбивка на одну реальную и две вымышленные истории была сделана, чтобы подчеркнуть зазор между правдой и вымыслом, продолжает сценарист: «Таким образом, абсолютная выдумка может казаться очень искренней просто потому, что так подана, а реальная история может казаться неправдоподобной, поскольку реальность порой фантастичнее вымысла».

Какой из случаев реальный, как бы спорно он ни выглядел, а какие — нет, до конца не знают ни зрители, ни сами актеры. Это один из ключевых критериев для исполнителей роли. «Актеры могут не быть характерными, но они должны полностью вжиться в образ, представить себя такой же ситуации, поступающими так же, как и их герой, и, конечно, должны оправдывать его, — рассказал RT режиссер Алексей Тарасов. — Поскольку в кадре актер один, ему нечем "прикрыться", поэтому очень важно, чтобы он точно знал, зачем он находится в студии и что "грозит" его герою, если он будет отдаваться игре не до конца».

По окончанию серии зрителям голосуют за актера, чья история показалась наиболее реальной, кого они хотели бы оправдать. Историй три, оправдан может быть только один. Остальные отправятся в тюрьму. Поэтому зритель чувствует ответственность за судьбу героев и могут сами убедиться насколько это сложно — судить, а не осуждать, считают авторы проекта.

Голосовать можно в течение трех дней с помощью опросника на канале в YouTube, где размещен ролик. Результаты объявят в следующем эпизоде, который выйдет 19 мая. Вне зависимости от итогов зрителям расскажут о том, какая из историй настоящая, дадут возможность ознакомиться с документами и ходом расследования. Актер, чья история получила больше всего голосов, получит чек на 100 тысяч рублей. Эти деньги он передаст в проект «Не один на один», который занимается защитой прав несправедливо осужденных. Средства пойдут на адресную помощь заключенным, чья история в «Последнем слове» была не вымышленной. «Перед нами стоит задача — привлечь внимание к реальной проблеме через игровой формат, на наш взгляд, он даст больший эффект, нежели пересказ дела и его обстоятельств, — говорит Васильев. — Кроме того, есть сверхзадача: вне зависимости от того, кому из актеров поверят зрители, реально помочь семьям тех людей, чьи истории мы рассказываем, и другим людям, к чьим приговорам возникают вопросы».