Согласно измерениям 1957 года глубина Марианского желоба должна составлять 11022 метра. В 2020 году аппарат показал совсем иной результат 10028 метров. Одновременно с этим ученые обнаружили неизвестное ранее подводное течение: во время всплытия аппарат «Витязь» отнесло далеко от точки предполагаемого выхода на поверхность — аппарат обнаружили в девяти километрах от корабля, хотя ожидалось, что он будет ближе.

Мнение эксперта:

Доктор геолого-минералогических наук Александр Мазарович обратил внимание, что помимо замера российскими и советскими специалистами, глубину Марианской впадины пыталась измерить японская группа исследователей. «Лет 10 назад они зафиксировали максимальную глубину в 10911,4 метра, то есть различие с советскими измерениями были, но не на тысячу метров. Такое вполне возможно: сошел оползень или образовалась промоина из-за подводного течения — вот и изменения глубины. Но километр — это все-таки значительное изменение. Я сомневаюсь в качестве этой информации. Измерение глубины впадины — это процесс не одного дня, и сдвигами тектонических плит такие масштабные изменения за такое время нельзя объяснить», — говорит эксперт.

Доктор Мазарович добавил, что «Витязь» — разработка еще советских военных из главного управления глубоководных исследований. «Какая аппаратура была внутри батискафа — я не знаю, да и они вряд ли расскажут. Я не верю в то, что «Витязь» мог иметь плохую навигационную привязку (система спутниковой навигации — прим. "Сноб"). Там работали грамотные специалисты и делать что-то без разбора они бы не стали», — сказал он.

Комментарий подготовила Карина Борзенкова