В ВОЗ сообщили о «прорывном» методе лечения COVID-19. «Сноб» узнал, насколько обоснован настрой организации
Ɔ. Как действует дексаметазон?
— Дексаметазон — очень старый препарат. Он оказывает противовоспалительное действие, подавляет избыточную активность иммунной системы. Дексаметазон эффективен, его знают все спортсмены. Почему он хорош именно в случае с коронавирусом? Потому что течение этой болезни можно разделить на три этапа: вирусный, иммунный и цитокиновый. На первой стадии идет размножение вируса и организм человека в большинстве случаев подавляет его как обычную простудную инфекцию — человек выздоравливает. Но у некоторых людей из-за «трюков» вируса начинается неконтролируемая реакция иммунной системы, когда иммунные молекулы вызывают цитокиновый шторм. Реакция воспаления усиливается, облегчая приход новых иммунных клеток. При нормальном течении болезни он должен помочь, но, когда процесс выходит из берегов, он убивает организм. Тяжелые пациенты, которые лежат в реанимации, умирают уже не от вируса, а от собственной иммунной системы, разрушающей клетки легких и других органов.
Дексаметазон эффективен именно на этой неконтролируемой стадии, что уже давно поняли. Сейчас испытания противовоспалительных препаратов закончились, показав снижение показателей смертности среди тяжелых больных на 30 процентов. Но есть плохие новости: препарат доступен в общей продаже. Сейчас все отправятся его покупать и принимать профилактически. А ведь у препарата, особенно при длительном приеме, есть побочные эффекты. Если на раннем этапе болезни подавить себе иммунитет с помощью дексаметазона, то вероятность того, что она перейдет в тяжелую стадию резко повышается. Вирус начнёт размножаться, и из-за этого тоже может возникнуть цитокиновый шторм. Ещё вероятно присоединение бактерий. Итак, назначать дексаметазон должны только врачи, потому что они знают побочные эффекты.
Ɔ. Есть ли какая-то более подробная информация об исследовании?
— Исследование проводила нормальная группа, был выпущен пресс-релиз, а текста все еще нет. Несмотря на это, механизм [действия препарата] понятен, а поспешность объясняется ситуацией чрезвычайной важности.
Ɔ. А чем дексаметазон отличается от тоже ненового «Авифавира»?
— «Авифавир» — давно известный японский препарат. Его применяют против гриппа, но он не работает. Что уж говорить о ковиде! Эффективность этого препарата слаба даже в Японии.
Ɔ. А еще «Авифавир» — противовирусный, а не стероидный препарат.
— Да, и вначале пытались пробовать противовирусные препараты: «Арбидол», гидроксихлорохин, «Авиган». Все они направлены на подавление вирусов. Но они «уходят» от действия препаратов и мутируют, поэтому для начальной стадии еще не нашли медикаментов. А дексаметазон и кортизон эффективны, потому что уже не связаны с вирусом, потому что они борются с патологической реакцией иммунной системы у тех 20 процентов больных, у которых болезнь развивается по неправильному сценарию. Это более перспективный путь, а с вирусами мы по-прежнему плохо умеем справляться.
Ɔ. И все-таки ВОЗ назвала новые разработки прорывом. Это что-то значит?
— ВОЗ в последнее время себя сильно дискредитировала. ВОЗ должна выносить последнее веское слово, а она делает опрометчивые выводы на политической или эмоциональной почве. 30 процентов снижения смертности — серьезный результат, но, по-моему, ВОЗ поторопилась: нужно было дождаться публикации текста исследования.
О дексаметазоне:
Дексаметазон известен с 1960-х годов и доступен для покупателей во многих странах мира. В Великобритании, например, он стоит пять фунтов стерлингов за упаковку (примерно 440 рублей), в России цена варьируется от 30 до 600 рублей.