Все новости

Итоги II Международной конференции для педагогов «Учи.ру и лучшие образовательные практики в России и за рубежом»

Образовательная платформа «Учи.ру» уже второй год объединяет учителей, методистов и работников образования для того, чтобы обменяться опытом и послушать экспертов из России, Индии, Китая Индонезии и Вьетнама. В ходе II Международной конференции «Учи.ру и лучшие образовательные практики в России и за рубежом» более 30 тысяч педагогов в режиме онлайн не только обсудили главные проблемы современного школьного образования, но и обозначили способы их решения

21 апреля 2021 11:23

Повестка включала в себя два объемных трека: «Как умение читать развивает предметные навыки и эмоциональный интеллект» и «Как школе учитывать индивидуальные особенности детей в вопросах социализации и воспитания». В рамках каждого были проведены лекции и круглые столы, где гости могли задать вопрос спикерам и обменяться мнениями о новых практиках. Учителя в режиме реального времени обсудили проблемы с приобретением читательского навыка среди детей, инклюзию в школах, способы взаимодействия с трудным поведением и пути решения проблемы доступной среды.

Одной из первых тем, представленных к обсуждению, стала дискуссия об измерении читательской грамотности по системе PIRLS, в которой за последние пять лет произошли серьезные изменения. Так, в PIRLS 2021 будет интегрирован цифровой формат книг при сохранении возможности использовать бумажный вариант, об этом сообщила представитель Института стратегии развития образования РАО Марина Кузнецова.

Говоря о чтении, участники конференции также обозначили ключевые сложности, которые могут возникнуть у школьников в процессе. Среди них — отсутствие комплексного подхода и несвоевременная работа с трудностями, способствующая развитию дисграфии, дислексии и дизорфографии. Решать проблему, по мнению педагогов, следует с помощью последовательной работы над отдельными частями слов и предложений, а также синтезом звуков и фонематическим анализом.

Помимо методических проблем в освоении чтения, спикеры также обсудили и проблему мотивации. По мнению самих детей, процесс может заменить собой практически любую досуговую активность и отвлечь от реальности, однако с нарастающей цифровизацией многие учителя опасаются снижения интереса среди школьников. Известный литературовед Александр Архангельский поделился своим взглядом на проблему:

«К традиционному набору методик педагогики творчества прибавляются возможности, которые открывает цифровая культура и в целом — эпоха трансмедиа. Если не противопоставлять визуальную, аудиальную культуру — традиционной словесной, не рассматривать цифровые возможности как дополнение и довесок, а воспринимать их как часть многоязыкового единства культуры, можно начать свободно переходить с языка на язык и вести за собой школьника. А в чем-то дать ему вести нас, взрослых — за собой», — отметил он.

Инклюзия и безбарьерная среда также стали центральными темами для обсуждения. Были названы обязательные критерии, которым должна соответствовать современная школа, если она открывает двери для ребенка с ОВЗ. Среди них — доступное пространство, наличие компетентных специалистов, сопровождение семьи, наличие четкой коммуникационной стратегии с учеником и компетентная работа с мотивацией самого школьника. Были отмечены позитивные тренды в отношении интеграции детей с особенностями в повседневное обучение: уровень осознанности повысился, что снижает страх быть «непринятым», активно укрепляются этические принципы и растет общая толерантность поколения. Это позволяет сделать положительный прогноз относительно работы с безбарьерной средой в будущем. Более того, развитие цифрового пространство значительно облегчило работу учителей. Ирина Леонова, преподаватель московской школы «Ковчег», рассказала о сочетании онлайн- и офлайн-формата при инклюзивном обучении.

«Примерно полтора года назад я узнала о платформе "Учи.ру". Пока мы занимались в очном режиме, и у ребят была возможность готовиться к уроку заранее, то есть учитель давал домашние задания именно по тем материалам, которые были предложены платформой. Потренировавшись дома, на общее занятие они приходили уже во всеоружие, по знакомому материалу у них была возможность намного быстрее ориентироваться, работать и быть наравне со всеми», — отметила Ирина.

В рамках дискуссии об инклюзии педагоги также поговорили о трудном поведении, не связанном с ограниченными возможностями здоровья. По мнению спикеров от благотворительного фонда «Шалаш», Алины Тимериной и Валерия Майорова, поведение можно считать трудным, если оно мешает обучению и отношениям ребенка с другими людьми, причиняет вред окружающему пространству, вещам и самое главное — создает риски для самого ребенка, его сверстников, взрослых и других живых существ. Валерий, руководитель программы «Учителя», объяснил, что отношение к таким школьникам часто закладывается в самом определении, которое искажает смыслы: «Мы говорим, что это не трудные дети, а дети, которым трудно. Тогда фокус сильно меняется».

По итогам конференции были обозначены нововведения, которые ждут современное образование. Новая должность, введенная в школах, — советник по воспитательной работе — отвечает на запрос о новом подходе к социализации в рамках школы. Человек, претендующий на эту позицию, должен обладать отточенными навыками коммуникации с детьми и подростками, так как ему предстоит решать массу задач по интеграции школьников в учебную и внешкольную активность.

«Этот человек должен стать навигатором для обучающихся в мире потенциальных возможностей развития талантов и компетенций, участия в волонтерстве. Человеку, занявшему должность советника, предстоит вовлечь ребят в интересную деятельность в масштабах школы, региона и нашей страны», — пояснил заместитель исполнительного РДШ Геннадий Киреченков.

Запись лекций доступна на сайте и YouTube-канале «Учи.ру».

Поддержать лого сноб