Сейчас неуплата налогов физлицами попадает в разряд преступлений небольшой тяжести, срок давности по которым составляет два года, рассказал «Снобу» специалист по международному налогообложению и налогообложению физических лиц Юрий Куликов. В случае же неуплаты налогов юрлицом преступление уже считается тяжким, поэтому и срок давности по нему больше.

«Обоснована ли такая дифференциация сроков в зависимости от субъекта преступления? С моей точки зрения, да. Зачастую физические лица платят самостоятельно НДФЛ и имущественные налоги, которые достаточно просты в исчислении, как и УСН (упрощенная система налогообложения — прим. "Сноб"), который уплачивается ими же, если они имеют статус индивидуальных предпринимателей», — рассказал Куликов. Число налогов, которые платят юрлица, — больше, а нормы налогового кодекса — на порядок сложнее, продолжил эксперт. Поэтому компании нанимают в штат бухгалтеров и юристов.

«Помимо прочего, ситуация, когда физическое лицо напрямую владеет активами и в результате этого уплачивает существенные суммы налогов, достаточно редка. Все стараются в силу различных обстоятельств держать существенные активы, будь то недвижимость или бизнес, через юридические лица. Как следствие, более длинный срок давности для юридических лиц обосновывается комплексностью правоотношений и бóльшим временем, необходимым государству для того, чтобы проверить, что все налоги были уплачены правильно. Помимо этого, суммы налогов, уплачиваемые юридическими лицами, значительно превышают налоговое бремя физлиц», — рассказал «Снобу» Куликов.

Зачем СК ужесточать уголовную ответственность для физлиц:

По мнению Куликова, СК собирается увеличить срок давности по налоговым преступлениям для всех физлиц, а не только для индивидуальных предпринимателей, хотя представительница ведомства и приводит последних в пример как тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

«Такой подход, с моей точки зрения, выглядит необоснованным, так как игнорирует все приведенные мною выше экономические факторы. Получается, что СК пытается расширить сферу своего влияния для того, чтобы иметь возможность осуществлять давление вообще на всех граждан, которые могли, например, восемь лет назад не уплатить какие-то суммы налогов», — заявил «Снобу» юрист.

Что важно знать:

Куликов обратил внимание на то, что увеличить срок давности по налоговым преступлениям можно только в том случае, если увеличится и срок лишения свободы по уголовной статье о неуплате налогов физическим лицом. Леоненко в своем интервью об этом не упомянула.

«Конечно, это пока только обсуждения инициативы, но уже сейчас кажется важным обратить внимание на то, что СК может пытаться не только увеличить срок давности, но и ужесточить уголовную ответственность для физических лиц. С моей точки зрения, действительно есть ситуации, когда физические лица могут попытаться избежать уплаты значительных сумм налогов, но в этом случае, как мне кажется, следует отталкиваться не от субъекта преступления, а от ущерба для бюджета, и уже исходя из этого устанавливать сроки давности», — заключил в разговоре со «Снобом» юрист.

По словам руководителя направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Russia, адвоката Александра Ерасова, в сфере ответственности за налоговые преступления требуется не ужесточение подходов к наказанию, а комплексные реформы.

«Чтобы конструктивно двигаться вперед необходимо наладить диалог между государством и бизнесом, направленный на поиск такого баланса. Важно учитывать тот факт, что многие представители бизнеса тоже заинтересованы в борьбе с неуплатой налогов, поскольку это будет способствовать развитию равных условий ведения предпринимательской деятельности», — сказал он «Снобу».

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь