Источник: пресс-служба Министерства культуры и туризма Московской области

Фламандская живопись возникла на территории современной Бельгии в XVI веке. Одним из главных представителей направления считается Питер Пауль Рубенс. В России первые картины художников из Фламандии появились в эпоху Петра I, когда начали массово закупать произведения западноевропейского искусства. Сейчас отдельные полотна и небольшие коллекции работ фламандской школы представлены в нескольких региональных музеях. Для выставки «Под знаком Рубенса» в Истру привезли картины из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Серпухова, Тулы, Углича, Ярославля и Красногорска. Также в экспозицию вошли произведения из частных коллекций Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Семина и галереи «Центр искусств. Москва».

Авторы проекта в «Новом Иерусалиме» решили показать зрителям все разнообразие работ фламандских художников. Выставка демонстрирует широчайший спектр жанров — монументальные картины на мифологические, религиозные и исторические сюжеты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены, кабинетные миниатюры и многое другое. Центр экспозиции —  картина Питера Пауля Рубенса и его мастерской «Коронование Роксаны Александром Македонским» из частного собрания Некрасова. Ранее ее никогда не выставляли на обозрение широкой публики.

Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским»
Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским» Источник: пресс-служба Министерства культуры и туризма Московской области

Также на выставке представлено знаменитое полотно Рубенса «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира». Оно должно было украсить восточное крыло Люксембургского дворца в Париже.

Наряду с картинами ведущих мастеров фламандской школы — Антониса Ван Дейка, Франса Снейдерса и Якоба Йорданса — гости «Нового Иерусалима» могут увидеть произведения малоизученных художников. В экспозиции есть единственное сохранившееся подписное полотно натюрмориста Николаса Каве и подписная работа женщины-художницы Йоанны Вергаувен.

Якоб Йорданс. «Мелеагр и Аталанта»
Якоб Йорданс. «Мелеагр и Аталанта» Источник: пресс-служба Министерства культуры и туризма Московской области

В отличие от постоянных экспозиций, музейные выставки ограничены пространством и временем. После завершения показа картины вернут в частные коллекции и музеи. Чтобы оценить эволюцию и качество фламандской живописи, любителям искусства придется отправиться в большой тур по разным регионам России. Последний день работы выставки «Под знаком Рубенса» в истринском музее «Новый Иерусалим» — 14 мая.