Реализация «Проекта 5-100» привела к позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки
8 апреля состоялось заседание ассоциации «Глобальные университеты», на котором подвели итоги «Проекта 5-100», а также обсудили его эффекты для российской системы образования
Председатель совета ассоциации, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сделал обзор реализации программ глобального продвижения в разных странах. Он отметил, что за последние 25 лет в системах высшего образования было запущено более 40 инициатив поддержки международной конкурентоспособности вузов, а инвестиции составляют 50-750 миллионов долларов в среднем на один университет.
Кузьминов рассказал, что Китай первым вступил в университетскую «гонку» в 1995 году, у него был целый ряд программ со средним финансированием в 112 миллионов долларов в год. Если посмотреть на то время, за которое реализовался «Проект 5-100», то китайские вузы выросли по количеству позиций в предметных рейтингах в 10 раз, а число вузов в них увеличилось почти в пять раз.
Второй вступила Южная Корея с финансированием, похожим на российское. Там было порядка 50 миллионов долларов на вуз в год. У Южной Кореи рост несколько меньше, чем китайский: по количеству позиций рост в 6,2 раза, хотя база была лучше, чем у китайцев. Германия и Франция присоединились прямо перед Россией. Рост позиций их вузов в предметных рейтингах очень серьезный, но ниже, чем у китайцев. Количество позиций немецких вузов выросло в пять раз, а французских — в 8,2 раза.
По словам Кузьминова, Россия показала самые лучшие и очевидные результаты. Количество вузов в предметных рейтингах увеличилось в 15,5 раза, а количество позиций — в 26,4 раза.
«Я считаю, что это успешный проект. Это действительно серьезный сдвиг и в международных позициях нашей страны, и в глобальном разделении академического труда, — заявил ректор ВШЭ. — Вузы "Проекта 5-100" сегодня лидируют на российском образовательном рынке. Они занимают ведущие позиции по качеству приема, а это важнейший показатель репутации, в них поступает половина победителей олимпиад. Доля иностранных студентов в расчете на один вуз увеличилась в 2,6 раза, доля аспирантов — в 2,4 раза. Вузы "Проекта 5-100" выступили инициаторами развития цифрового образования в России: учредили Национальную платформу открытого образования, размещают курсы на Coursera. "Проект 5-100" обеспечил рост публикаций в международных научных журналах более чем в четыре раза, а количество цитирований, свидетельствующее о качестве публикаций, — в 6,4 раза».
С мнением Кузьминова согласился научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. Он сказал, что благодаря «Проекту 5-100» удалось достичь высоких результатов при относительно небольших инвестициях — другие страны тратили на аналогичные проекты намного больше, и члены международного совета проекта солидарны с этой позицией. По данным Счетной палаты РФ, доля расходов на «Проект 5-100» в общем финансировании высшего образования в нашей стране составляла от 4,5 процента в 2013 году до 2,9 процента в 2020 году.
Светлана Меркушина, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ: «Реализация "Проекта 5-100" привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки. Произошел в большей степени качественный, а не количественный сдвиг. Проект существенно усилил университетскую науку, без которой продвижение в рейтингах было бы невозможно. Программы академического лидерства — это общепризнанный инструмент развития научных и образовательных систем во всем мире, и объем финансирования аналогичных программ в других странах несопоставим с объемом финансирования в России. Одним из главных результатов стало формирование в стране группы университетов-лидеров, которые задают тренды для всей системы высшего образования и науки».