
Центробанк составил портрет жертвы кибермошенников

Каждый третий из 10 опрошенных россиян сталкивался с разными видами финансового кибермошенничества. 9% респондентов лишились своих средств, следует из результатов ежегодного опроса Банка России.
Согласно исследованию, наибольший риск у тех, кто активно пользуется банковскими сервисами. В основном это люди от 25 до 64 лет. При этом количество пострадавших среди граждан старше 65 лет также увеличилось (16,6%), отметили в Центробанке.
В 2024 году жертвами мошенников чаще всего становились работающие женщины от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием, которые проживают в городе и имеют постоянную занятость.
Доля женщин среди пострадавших от мошенников составила 52,6%, а среди мужчин — 47,4%.
Телефонные звонки и СМС остаются самыми популярными инструментами (45,6%). В ЦБ отметили, что мошенники стали чаще проводить свои схемы с помощью мессенджеров (15,7%), соцсетей (10,3%) и электронной почты (7,7%). Впервые в список частых схем вошло получение доступа к аккаунтам на «Госуслугах» (7%).
Чаще всего мошенники добиваются перевода денег (15,6%), получения кодов из СМС (11,2%) или заставляют жертву перейти по вредоносной ссылке (18,9%).
Большинство жертв потеряли до 20 тысяч рублей (55,3%). Еще 20,3% лишились суммы от 20 до 100 тысяч рублей. 13% пострадавших потеряли от 100 до 500 тысяч рублей, 5,9% — до 1 млн рублей. В 5,5% случаев жертвы сообщили о суммах свыше 1 млн рублей (год назад таких было 4,3%).
Чаще всего пострадавшие сообщают о случившемся в свой банк (43%), полицию (30%) или в Банк России (3,9%). Количество тех, кто не подает заявление, за год сократилось с 27% до 18%.